Автодорога вдоль Охотского моря: актуален ли столь масштабный проект?
Дальний Восток обладает огромным экономическим потенциалом. Этот факт известен всем; осенью 2020 года в российском правительстве утвердили Национальную программу развития региона. Главная ее цель – повысить качество жизни местного населения и улучшить демографическую ситуацию. Если говорить о последнем, то это наиболее проблемный аспект, поскольку население дальневосточных субъектов РФ продолжает стремительно уменьшаться. За отчетный период последних 30 лет – население сократилось на 22%. На сегодняшний день в регионе официально проживает 8 млн человек, а это не более 6% от общего количества граждан, проживающих в Российской Федерации. Ситуация в каждом конкретном городе отличается. В Хабаровске количество жителей находится на уровне 616 тыс. человек – сопоставимо с 1991 годом. В Магадане же к началу 2021 года официально проживает 92 тыс. человек, что свидетельствует о 40% сокращении населения. Политики и эксперты неоднократно акцентировали внимание на ключевом сдерживающем факторе в части экономического развития ДФО – удручающем состоянии автомобильных дорог.
Региону требуется новая дорога По мнению экспертов рынка и специалистов ИСПИ РАН, для снижения миграционного оттока экономически активного населения важно построить трассу общей протяженностью около 1.5 тыс. км., которая должна пройти вдоль береговой линии Охотского моря и связать несколько соседних регионов, в т.ч. и Магаданскую область. Новая дорога поспособствует не только улучшению связей между отдельными населенными пунктами, но и поспособствует освоению местных месторождений (редких металлов, железной руды, фосфора, золота и др.). На сегодняшний день их разработка невозможна ввиду отсутствия подходящей инфраструктуры. По ходу будущей магистрали располагается около 250 крупных месторождений с полезными ископаемыми. Неудивительно, что проект может быть интересен сразу нескольким крупным компаниям, которые могут впоследствии заняться добычей природных ресурсов. А потому они могут взять на себя дополнительные обязательства по возмещению части расходов на строительство новой дороги, особенно, что касается путей к месторождениям, путям. Новая трасса окажет существенное влияние и на ценовую политику. Продукцию гораздо легче будет доставлять в Магадан, а также соседние населенные пункты. Эксперты полагают, что магистраль должна пройти через Охотск, Аян и Чумикан. Затем путь будет продолжен в юго-западном направлении к Экимчану, магистраль от которого сегодня проходит к Февральску – это одна из станций БАМ-а. При одобрении строительства железнодорожной линии в направлении Магадан – ст. Постышево, ее реализацию будет проще осуществить при наличии хорошей автомобильной дороги. Эксперты уверены – реализация столь масштабного проекта положительно повлияет на развитие регионов Дальнего Востока, Магаданской области. Снабжение городов и населенных пунктов станет гораздо стабильнее, что неизменно повысит качество жизни местного населения.