Несколько дней тому назад на базе Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации состоялось комплексное заседание специализированных подгрупп «Строительство» и «Государственные и муниципальные закупки», а также Межведомственной рабочей группы по формированию «дорожной карты» для устойчивого развития несырьевого сектора экономики. Главная тема мероприятия – эскроу-счета, а также поэтапное раскрытие для компаний-застройщиков.
В то же время разговор относительно эскроу-счетов стартовал с инициативы, предпринятой Сбербанком, где предложили перевести указанный механизм и на сегмент государственных закупок. Суть поступившего предложения заключается в том, чтобы государственный заказчик после завершения итогов аукциона размести на специализированном эскроу-счете всю сумму контракта в качестве гарантии по оплате работ, которые обозначены в указанном контракте.
Естественно, перечисленные предложения ориентированы на достижение благой цели – защите малого и среднего бизнеса, который ввиду недобросовестности и разрывах в платежах заказчик часто разоряется, влезает в дополнительные долги и живёт крайне плохо. По новым инициативам вся сумма контракта будет размещаться непосредственно на банковском счёте.
Специалисты же Банка России и Сбербанка категорически против механизма поэтапного раскрытия эскроу-счетов. Если говорить простыми словами, в случае с государственным заказчиком компания-подрядчик денег со стороны заказчика не получает напрямую, они будут в банке заморожены. При этом госзаказ необходимо будет исполнять за собственный счёт, либо же уповать на кредитные средства. Следовательно, в Сбербанке рассчитывают получить дополнительную прибыль ещё и на госзаказах.
Все участники заседания высказались категорически против указанной инициативы, особенно, если речь идёт о положительном опыте применения эскроу-счетов, ничего хорошего для строительной отрасли не ожидается.
На сегодняшний день застройщики в массовом порядке подают заявления на предоставление кредитов и таким же образом получают отказы от банков, и Сбербанк – лишнее тому доказательство. На фоне этого около 20% представленных на рынке застройщиков не обращались за кредитами, ни направляли заявления относительно достройки объектов по старым схемам.
Это автоматически предполагает в ближайшей перспективе рынок наводнят новые банкроты, недостроенные жилые дома. А после – стремительное сокращение жилищного строительства, ввиду отсутствия отработанного механизма проектного кредитования.
Сбербанк может оставить далеко позади свои перспективы и мечты.
Если же говорить о поэтапном раскрытии эскроу-счетов, в этом вопросе отчётливо прослеживается позиция Клуба московских инвесторов: благодаря зарубежному опыту можно прописать экономически выверенные механизмы по раскрытию и жёсткому контролю по расходу средств, а также за самым строительством. Благодаря такому подходу можно удерживать себестоимость строительства и сдерживать рост цен на жилую недвижимость.
А случае, если схема будет прежней – кредитование компаний банками на весь этап строительства жилой недвижимости, застройщикам придется привлекать до 80% кредитных средств.
Михаил Викторов, председатель комитета по вопросам градостроительства, утверждает – на сегодняшний день вся система проектного финансирования и эскроу-счетов базируется и ориентируется на интересы банковского сообщества.
Власть и строители в поисках финансов и кадрового потенциала
Вам может быть интересно:
Курсы повышения квалификации для сметчиков
Возрождение региональных центров ценообразования для быстрого наполнения ФГИС ЦС
Процедура повторной экспертизы проектной документации в значительной степени упрощается