Специалисты Минстроя России достаточно качественно сработали по итогам 2018 года, но в нынешнем 2019 году предстоит решать не менее сложные вызовы и задачи.
На прошлой неделе в Москве прошла коллегия Минстроя России, в рамках которой и были подведены итоги 2018 года. На заседании не только анализировали достигнутые результаты, но и формировали задачи на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Виталий Мутко, вице-премьер правительства России, акцентировал внимание – 2018 год стал для строительной отрасли уникальным не только с экономической, но и с политической точки зрения. В итоге были определены национальные цели по развитию страны в перспективе ближайших 6 лет, в т.ч. рост объёмов ввода объектов жилой недвижимости в эксплуатацию, а также качественное улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации.
Руководство Минстроя заявило о намерении использовать с этой целью государственную программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», а также национальный проект, получивший название «Жильё и городская среда».
Вклад строительной отрасли
Господин Мутко акцентировал внимание – порядка 55% всех национальных проектов – речь идёт об инвестициях в строительство. Нет ничего удивительного в том, что на строительную отрасль приходится львиная доля в развитии национальной экономики. Если говорить об общем объёме строительных работ в России, то итоги прошлого года превысили отметку в 8.4 трлн рублей. Рост в сравнении с прошлым годом достиг отметки 5%.
Если говорить о доле валовой добавленной стоимости продукции строительства в показателях общего объёма ВВП по итогам прошлого 2018 года, она достигла 6% отметки. Именно строительная отрасль внесла основной положительный вклад в положительную динамику ВВП по итогам 2018 года – рост составил 4.7%. Следовательно, крайне важно сформировать благоприятные условия для функционирования отрасли в целом.
Виталий Мутко заявил о необходимости действовать в рамках «регулярной гильотины», благодаря чему обязательные требования можно будет оперативно актуализировать, а от устаревших – избавиться. Помимо этого, крайне важно подвести итоговую черту под реформой ценообразования в строительной отрасли. Для обеспечения застройщикам поэтапного и безболезненного перехода на ресурсный метод определения сетной стоимости строительства – подготовлены поправки в Градостроительный кодекс. Вопрос разработки и последующего утверждения нормативно-технических документов представителями федеральных органов остается открытым. В итоге возникают случаи дублирования и разночтения в требования по нормам безопасности сооружений.
Если говорить о вопросе увеличения объёмов жилищного строительства, чиновник констатировал – с этой целью крайне важно провести работы по актуализации и предварительной подготовке земельных участков с уже подведённой инженерной инфраструктурой.
Не менее важный аспект – завершение перехода на
проектное финансирование. В определенной степени это может спровоцировать отрицательные эффекты на рынке, но с учётом среднесрочной перспективы, он сформирует на рынке понятные и абсолютно прозрачные правила игры. Особого внимания заслуживает вопрос минимизации рисков для представителей бизнеса, ведется проработка механизмов предоставления застройщикам проектного финансирования.
Заместитель председателя правительства напомнил – в 2019 году в стране стартует новая программа расселения аварийного жилищного фонда. На период 2019-2024 годов запланировано расселение более 530 тыс. человек, проживающих на 9.5 млн кв. метров жилья. От Минстроя ожидается уточнение принципов расселения аварийного жилищного фонда. В первую очередь это механизм по развитию застроенных территорий, а также уточнения критериев причисления объекта к аварийному жилью, формирование специализированного муниципального фонда.
Устранение административных барьеров и внедрение BIM
О результатах работы Минстроя России в 2018 году рассказал Владимир Якушев, возглавляющий ведомство. Чиновник акцентировал внимание – в целом по итогам прошлого года министерство продемонстрировало достойный вариант – более 105 млрд рублей, что составляет более 97% от средств, утвержденных бюджетом. Министерство хорошо сработало и в плане обеспечения жилой недвижимостью отдельных граждан.
Успешно решены вопросы, связанные с обеспечением 1691 ветерана боевых действий жильём. Около 200 молодых учёных получили жилищные сертификаты, а из ветхого жилья переселили более 400 семей.
Рассматривая вопрос стимулирования развития строительства объектов жилой недвижимости, в 2018 году из средств федерального бюджета на реализацию жилищного строительства были выделены средства на 103 проекта. В разы увеличилась доступность ипотечного кредитования. По итогам прошлого года ставка по ипотеке находилась на значении своего исторического минимума – 9.56%. Было предоставлено более 1.5 млн ипотечных кредитов, что соответствует 3 триллионам рублей, а это на 35% выше, в сравнении с аналогичным прошлогодним показателем.
Другая полезная и крайне важная новация 2018 года – разработка законопроекта, направленного на внедрение
информационного моделирования в строительной отрасли. На сегодняшний день документ находится на этапе межведомственного согласования. Главная его особенность – использование в Градостроительном кодексе понятия информационного моделирования, а также информационной модели. Помимо всего прочего планируется формирование единой государственной отраслевой цифровой платформы, интегрированной в государственную информационную систему.
Благодаря ей можно обеспечить не только накопление, но и хранение, а также подробный анализ данных по объектам капитального строительства на всех этапах их жизненного цикла, обеспечить дополнительную поддержку бизнес-процессам.
Что касается перехода на ресурсный метод определения сметной стоимости строительства, его будут проводить поэтапно, ориентируясь на актуальный базисно-индексный метод. По предварительной информации с начала января 2022 года предполагается полноценное использование ресурсного метода на основе сметных цен строительных ресурсов, которые были установлены исходя из итогов государственного мониторинга цен строительных ресурсов и материалов.
Вам может быть интересно:
BIM технологии в России – повышение эффективности строительства
Реформа ценообразования: насколько реальна экономия бюджетных средств?
ФГИС ЦС – реальность и дальнейшие перспективы