Начиная с 2009 года представители государства предприняли несколько шагов, направленных на формализацию строительной деятельности. С этого момента отрасль регулярно пополнялась системами контроля со стороны саморегулируемых организаций, более известных, как СРО. Показательным является и тот факт, что определенные СРО фактически образовались на базе компаний, ранее предоставлявших специализированные услуги в плане лицензирования.
С внедрением новых органов они приобретали дополнительную статусность, де-факто – для строительных фирм всё сводилось к удорожанию конечных услуг.
Очередной распил или забота о качестве строительства?
Объективно говоря ежегодно проводимые отчётные собрания СРО являются лицемерной ярмаркой тщеславия, направленной на продвижение интересов определенной группы людей, приближенных к руководству СРО, либо заинтересованных в продвижении собственного имени (технологии, продукции или компании).
В таких условиях сотням представителей девелоперских фирм остается банально сидеть и слушать эти «оды». Необходимо акцентировать внимание и на том, что строительные фирмы зачастую ограничиваются присутствием в лице представителей, не более. В значительной степени руководители строительных компаний быстро вникают в суть дела, и просто не тратят собственного времени для поездок на подобные мероприятия.
Опытные специалисты знают – нет ни одного случая, когда проверка СРО в действительности посещала работающую организацию и обнаруживала какие-либо основательные несоответствия: все боятся обидеть клиента, который в следующий раз может сменить СРО.
Спустя непродолжительное время после внедрения СРО государство увеличило размер ежегодных взносов как для членов СРО, так и для участников. В итоге было принято решение о необходимости создания очередной кормушки, получившее название НО СРО. Для исполнителей работ с введением очередного государственного надзорного органа ничего не изменилось.
Вывод напрашивается очевидный – функция допуска и контроля для вводимой системы СРО оказалась неподъёмной ношей.
Новая формация генподрядчиков
На сегодняшний день руководство генерального подрядчика представляет собой людей, максимально приближенных к финансовым потокам и инструментам распределения строительных подрядов. Ключевая задача, решаемая генподрядчиком на сегодняшний день – эффективное освоение выделенных финансовых средств с их последующим получением таким образом, чтобы получить максимальную прибыль.
Эту цель можно выполнить, соблюдая ряд условий, находящихся в плоскости генподрядчиков:
- Для многих мелких строительных компаний знакома ситуация с дефицитом работы, что неизменно влечёт за собой их готовность к выполнению предоставляемых генеральных подрядчиком объёмов работ, согласно минимальной ставке прибыли и даже в условиях неблагоприятного финансирования.
- Чтобы не платить авансовые взносы подрядчикам, генподрядчики активно применяют «давальческую» схему. Суть её сводится к следующему – генподрядчик самостоятельно приобретает материалы, необходимые для реализации объекты, а вот от стороны подрядчика достаточно лишь привлечения специализированной рабочей силы для выполнения работ.
- Для повышения уровня собственной прибыли, подрядчики активно пользуются рабочей силой гастарбайтеров, которых активно меняют на протяжении выполнения работ. В ряде случаев их просто выгоняют с рабочего места. Это чревато падением культуры труда и качеством итоговых работ.
- Низкое качество проводимых работ, как следствие генподрядчик получает замечательную возможность воспользоваться ключевым своим козырем: если компания-подрядчик затребует оплаты работ, неизменно стартует проверка качества их реализации. Замечания есть практически на каждом объекте. И в рассматриваемом случае строительная экспертиза никак не решает возникающие проблемы.
- Озвученные обстоятельства позволяют в определенной степени генподрядчику вполне законно удерживать часть денежных средств, которые должны быть оплачены подрядчикам. Не стоит исключать и столь распространенный вариант, как неожиданное банкротство генподрядчика, либо его поспешной замены. В этом случае о заработанных, но в итоге не полученных денежных средствах подрядчики могут в буквальном смысле забыть.
Объективно говоря, в строительной отрасли сформировалась просто критическая ситуация, требующая незамедлительного и профессионального переформатирования. Для этого достаточно взять только лучшее в советской системы по ведению хозяйства и предоставить опыт по коммерческому строительству.
Вам может быть интересно:
Цифровая трансформация в контексте развития стройкомплекса
Возрождение региональных центров ценообразования для быстрого наполнения ФГИС ЦС
Процедура повторной экспертизы проектной документации в значительной степени упрощается