14.10.2019 12:45

​Парадоксы развития рынка строительной техники в России

В соответствии с итогами 2018 года российский рынок спец- и строительной техники продемонстрировал сравнительно невысокую динамику. Общие объёмы не смогли преодолеть положительную динамику в 30%, несмотря на то, что годом ранее указанные показатели были гораздо увереннее – 50%.
Итоги первого квартала 2019-го подтвердили тот факт, что указанная тенденция была не случайной.
Положительный рост рынка в пределах 13% за период первых 3-х месяцев и демонстрируемая вялая динамика во втором квартале, дают повод для размышлений, принимая во внимание колоссальный объём рынка, а также предпринимаемые меры по поддержке отечественных производителей.

Если говорить о причинах, спровоцировавших падение рынка, большинство экспертов сходятся во мнении, что это способствовало удорожанию иностранной техники. Фактически она стала менее доступной в плане цены, в то же время указанная мера не улучшила положение дел для отечественных производителей. В рассматриваемом сегменте динамика роста сократилась даже сильнее, чем в целом по рынку: с 36% по итогам 2017-го года, до 12% в разрезе итогов 2018 года.
Сравнительная стабильность фиксируется лишь по критерию географии сбытовых цепочек. Центральный федеральный округ и Москва обеспечивают на данный момент до трети всех продаж новых машин. Что касается остальных 63% они в равных долях распределены между Приволжским, Сибирским, Северо-Западным федеральным округлом и Санкт-Петербургом.
Есть веские основания предполагать, что отрицательная динамика обусловлена глобальными мировыми трендами, но вот на европейском рынке даже сейчас фиксируется активный прирост в течение последних 13 кварталов, несмотря на то, что показатели ёмкости здесь гораздо ниже. Следовательно, негативные внешние влияния и сопутствующие факторы можно исключить.

Нереализованный внутренний спрос
В стране присутствует огромный и нереализованный спрос на спец- и строительную технику. Эти решения требуются для разработки месторождений, добыче полезных ископаемых. Яркий тому пример – угольный сектор России, занимающий уверенные позиции среди крупнейших экспортеров. Практически не отстает от него и нефтегазовая отрасль. Если полагаться на логику, то отечественный рынок тяжелой строительной техники должен в несколько раз превышать аналогичный сегмент в той же Англии. В действительности же он уступает ему.

Второй яркий пример – ситуация с дорогами. Если ориентироваться на актуальные данные Мирового банка, на каждые 100 кв. км площадей страны приходится не более 6 км дорог с твёрдым покрытием. Если проводить сравнительную параллель со Швецией, указанный показатель там находится на отметке в 132 км, а во Франции – 192 км.
Задача по развитию инфраструктуры сегодня уже зафиксирована в контексте национальной программы, не говоря уже о действии региональных инициатив. По всей России ведется активная строительная программа и в перспективе ближайших 10 лет будет проложено несколько сотен километров дорожного полотна. В указанных условиях российский рынок должен стремительно развиваться, а по объёмам обгонять ту же Германию. Но этого не происходит.

Глобальный стоп-фактор
По последним данным Мирового банка, приведенным для статистических показателей по 41 стране, которые и формируют около 96% мирового ВВП, за период последних 20 лет производительность труда практически не изменилась. И это является глобальной мировой проблемой. Особенно остро она проявляется именно на территории Российской Федерации.