Керамическим стеновым материалам не суждено уйти из сегмента массового строительства. Российские производители строительных материалов в целом и кирпича, в частности, переживают сложные времена.
Об этом в очередной раз напомнили участники рынка в рамках прошедшего намедни Национального отраслевого форума «Отечественные строительные материалы-2019: итоги, вызовы и перспективы».
По заявлению Владислава Геращенко, возглавляющего Ассоциацию производителей керамических стеновых материалов, всего 5 лет тому назад отечественные предприятия, специализирующиеся на производстве керамического кирпича, де-факто не имели задолженности по налоговым отчислениям, оплате энергоносителей. Но затем задолженность начала увеличиваться лавинообразным образом, появились первые факты задержки заработной платы.
В период с 2016 по 2018 год на грани банкротства или закрытия оказалось порядка 50 заводов, а оставшимся предприятиям приходится снижать производство материалов, из-за высокого затаривания складских комплексов. Эта информация подтверждается и самыми строителями – спрос на керамический кирпич находится на минимальном уровне. Ещё 3 года тому назад начала прослеживаться отчётливая тенденция по отказу застройщиков от использования материала в качестве несущего элемента, ввиду номинальной прочности.
Эксклюзивный и дорогой
Ситуация действительно выглядит мрачно и неоднозначно. А всему причиной – несколько причин:
- популяризация газобетона;
- сокращение фактических объёмов строительных работ;
- повышение требований по энергосбережению.
В то же время показатели импортируемого кирпича за последние 4 года (с 2014 по 2018 годы) удвоились – со 150 млн штук до 365. Естественно, с Европы ввозится исключительно высококачественная продукция, используемая в странах Запада для возведения загородных коттеджей. Важно понимать, у российских застройщиков кирпич действительно пользуется популярностью, при условии, что речь идёт об интересном, прочном и визуально красивом материале, поставляемом из Бельгии, Дании и Германии.
При тесном сотрудничестве с дизайнерами и популяризации общих проектов, данный факт можно интерполировать в плоскость импортозамещения. Что касается остальных случаев, приходится констатировать – доля кирпича на отечественном рынке будет сокращаться и впредь. Вскоре он уйдет из массового строительства, вообще.
Доступность в массы!
Многие руководители предприятий не согласны с указанным выше мнением. Они утверждают – всему виной падение платежеспособности и доходов россиян, что и стало основной причиной сокращения объёмов загородного строительства. Единственный выходи из сложившейся ситуации – переориентация строительства на применение кирпича для сооружения многоквартирных домов.
Российские компании и заводы на сегодняшний день загружены заказами от индустриального строительства. Но в этом сегменте достичь успеха предприятиям удастся лишь в случае внедрения новых технологий производства керамических блоков, за счёт которых можно минимизировать долю раствора в итоговой кладке и тем самым нивелировать её высокую теплопроводность.
В Российской Федерации широкое распространение могут получить высокоэффективные блоки с внутренними стенками, толщина которых составляет до 4 мм. Они могут похвастаться низким уровнем теплопроводности за счёт увеличения размеров и объёмов пор в керамическом черепке. За счёт тщательного измельчения глиняной массы можно сделать блочные стенки тоньше.
За счёт использования высокоэффективных блоков, толщина которых составляет 380 мм, а не стандартных на 510 мм, можно сделать стены в московских домах тоньше, как и в любых других регионах страны. Естественно, это накладывает определенный отпечаток на несущую способность строения, но этого достаточно для возведения 5-7 этажных объектов без применения армирующего каркаса.
Весьма перспективный сегмент – производство шлифованных керамических блоков, а также соответствующих стен. Высота изделий одинаковая, что достигается посредством обработки нижнего и верхнего торцов. Количество раствора также уменьшается, а в ряде случаев он и вовсе замещается полиуретановой пеной. Одного баллона достаточно для поддона блоков.
Не менее интересный материал – шлифованные керамические блоки, заполнителем которых является пенополистирол или минеральная вата. Сейчас в Европе технологи активно ищут новый утеплитель, с помощью которого можно снизить уровень теплопроводности блоков. Для российских строителей это также невероятно интересное направление развития.
В тренде современности
Итог очевиден – проблемы отечественных производителей кирпичей имеют не локальный характер, а структурный. Выпускаемая продукция фактически утратила свою актуальность, но на рынке есть незаполненные ниши и плоскость для их заполнения в виде современных технологий.
Вопрос в другом – насколько готовы отечественные заводы и предприятий к инновациям? Ключевая проблема в том, что российские производители в преобладающем большинстве своём просто не готовы к модернизации производства для того, чтобы предложить рынку качественно новый и современный товар.
В то же время на отечественном рынке есть прекрасные примеры успешной модернизации заводов.
Эксперты сходятся во мнении – будущее отечественного строительства заключается во внедрении керамических блоков, внутри которых присутствует утеплитель. Большинство современных строителей нацелены на поэтапное снижение затрат на отопление при эксплуатации новых объектов. Традиционный кирпич уходит в прошлое, уступая место более теплоэффективным материалам:
поризованной керамике и газоблокам.
При строительстве жилья активно применяется поризованная керамика – закаленная глина с воздушными порами. Этот материал очень эффективно сохраняет тепло. Отечественным предприятиям определенно стоит обратить самое пристальное внимание на такую продукцию.