Использование переработанных асфальтобетонных покрытий во время ремонта или строительства автомобильных дорог, является довольно распространенной практикой в европейских и развитых странах мира. Технология постепенно приобретает признание в России. Переработанный в крошку лом, вносят в состав асфальтобетонной смеси, благодаря чему дорожные покрытия получают вторую жизнь. Указанный метод позволяет не только сэкономить финансовые средства, но и в определенной степени поучаствовать в решении большого количества экологических проблем в разрезе региона. Применение крупногабаритной высокотехнологичной техники – ресайклеров – не выгодно с экономической точки зрения, но и не все дорожные организации имеют в своем распоряжении столько дорогостоящие решения. Чаще всегда переработка лома дорожного покрытия и добавление полученных по итогу гранул или специализированной крошки в готовую асфальтобетонную смесь осуществляется на особом оборудовании АБЗ. Даже если учесть стоимость транспортировки готового лома на завод, а также дополнительных расходов на его переработку, и включение в состав новой смеси, указанная технология становится высокорентабельной. В соответствии с действующими в стране стандартами, в дорожных покрытиях может содержаться от 25 до 60% переработанного материала, на дорогах высоких категорий – до 100%, если говорить о дорогах 5-й категории. Если говорить о процессе переработки старого дорожного покрытия, а также интеграции итогового продукта в новый состав АБС схематично и на верхнем уровне, все будет выглядеть таким образом:
Кусковый лом, доставленный на БАЗ, размером до 60 см подвергают дроблению в конусных, щековых либо роторных дробилках (до 40 мм). За счет этого осуществляется разогревание гранулята, дабы вещества вновь восстанавливали собственную пластичность.
На следующем этапе разогретый гранулят добавляют в новый состав асфальтобетонной смеси, тщательным образом перемешивая со свежими инертными веществами, добавками и вяжущими соединениями.
Готовую АБС транспортируют к месту работы, где и осуществляется его укладка традиционным способом, при помощи асфальтоукладчиков, либо другой специализированной техники.
Зачастую последовательность выглядит именно таким образом. В то же время важно обратить внимание на технологически обусловленный ресайклинг. Во-первых, переработанный на гранулят или крошку асфальтобетонный лом не всегда направляется на производство новой АБС. Его можно продать в качестве недорого дорожно-строительного материала. Если проводить сравнительную параллель между асфальтобетонным ломом, стоимость которого может составлять несколько сотен рублей из расчета за кубометр, то гранулят обойдет от 800 до 2000 рублей за каждую тонну. Крошку или гранулят можно использовать в качестве прочного основания для укрепления обочин дороги – в этом случае нет необходимости в обеспечении его пластичности, как на этапе приготовления, так и монтажа. Если же использовать гранулят для производства АБС, при его нагревании необходимо поддерживать определенный температурный режим, при котором легкие фракции вяжущего состава не испаряются. Для обеспечения указанного эффекта важно соблюдать температуру до 180-22 градусов, чтобы не допустить вспышку битума. Асфальтобетон снятого дорожного покрытия не всегда перерабатывается в новую АБС. Полученный граунлят можно использовать для строительства автомобильных дорог пятой категории. Речь идет о загородных дорогах, располагающихся в сельской местности и дачных поселках. Это те объекты, при сооружении которых применяют графий или щебень.