На протяжении нескольких последних месяцев при выработке предложений с целью внесения новых законодательных корректировок всё чаще заходит речь о необходимости отмены банковских гарантий для девелоперских компаний членов СРО, которые сформировали компенсационный фонд по обеспечению договорных обязательств. Своё отношение к происходящему высказали эксперты рынка.
В действительности поступают и озвучиваются совершенно разные предложения: многие хотят отказаться от банковской гарантии, другие хотят обязать банки предоставлять дополнительные скидки в случае соответствующего запроса, поступающего от строительной компании, которая сформировала ОДО в своей СРО. Каждое из озвучиваемых предложений является довольном интересным и для лоббистов, и для сторонников.
Вот только вероятность того, что инициативы смогут добраться в форме законопроекта до Государственной Думы, присутствуют лишь для предложения об отмене банковской гарантии для членов СРО с первым уровнем ответственности и исключительным правом на осуществление всех видов работ согласно контракту до 60 млн рублей.
Что касается строительных компаний, то для них указанная мера в рамках первого приближения кажется обозримым благом. Нет необходимости обивать пороги банковских учреждений, томиться собирая документы, а затем заботиться об сопутствующем обеспечении. Помимо всего прочего, не все строители могут похвастаться лояльным отношением банков. В этом случае получение заветного документа может занять от нескольких дней до нескольких недель.
Существенно сокращается общее количество банков, которые готовы идти на встречу строительным компаниям, что также не облегчает получения банковских гарантий.
Поэтому в регламентные 10 дней с момента признания тебя победителем на аукционе, до подписания контракта можно и не уложиться. И тогда для твоей компании, как для уклонившейся от заключения контракта, путь только один – в реестр неблагонадёжных поставщиков.
Исключительное благо для проектировщиков и строителей – замена «бэгэшек» в контексте обеспечительной меры при выполнении контракта в Севастополе и Крыму. Очевидно, что многие банки по известным всем причинам отказываются от обслуживания указанных территорий.
Одной стороной рассматриваемого вопроса является благостная. Но не стоит упускать из поля зрения и другую. При отсутствии прироста членов, а в ряде случаев и их фактического сокращения, многие СРО будут в буквальном смысле задыхаться от безнадёжного положения дел. Неудивительно, что многие уже сейчас активно заняты поиском новых источников для пополнения своих изрядно кошельков, объёмы которых основательно сократились после принятия 372-Ф3.
Яркий пример: средняя цена «бэгэшки» для реализации 6-месячного контракта на общую сумму в 50 млн рублей для среднестатистического члена СРО обходится в 1-1.2 млн. рублей. И на эти денежные средства, которые строители передают банкам и смотрят с вожделением предлагают исключительно «послабления» для представителей малого и среднего бизнеса со стороны саморегулируемого сообщества.
Очевидно, денежные средства не будут направляться на пополнение средств компенсационных фондов. С высокой долей вероятности можно предположить, что они не получат своего отражения в сметах и балансах СРО. Принимая во внимание сложившиеся обстоятельства, а также индивидуальные особенности направления финансовых потоков реализовать вознаграждения для каждой компании получится по-своему. Но это тема для отдельной статьи.
Возможные риски для СРО сравнительно небольшие:
- Инициаторы законодательных корректировок в единоличном порядке ограничивают замену банковских гарантий ответственностью 1 уровня.
- Ориентируются на статистические данные, согласно которым взыскания по банковским гарантиям, предоставленным в пределах 60 млн рублей.
- Члены СРО в действительности никуда не будут пропадать – деньги с него могут взыскать при любых обстоятельствах.
Очевидно, что в этом случае саморегулируемые организации гораздо предпочтительнее.
Вам может быть интересно:
Курсы повышения квалификации для сметчиков
Возрождение региональных центров ценообразования для быстрого наполнения ФГИС ЦС
Процедура повторной экспертизы проектной документации в значительной степени упрощается