План реформирования системы ценообразования в строительной отрасли требует серьезной корректировки. Те механизмы, которые были разработаны, предполагали проведение в 4 последовательных этапа и делегирование Минстрою особых полномочий по регулированию,
сметному нормированию,
формированию специализированной информационной системы, а также мониторинг цен по строительным ресурсам.
Уже реализованные нововведения продемонстрировали – стремительный переход отрасли к ресурсному методу, может спровоцировать трудно прогнозируемые последствия для строительной отрасли в целом.
Глобальные перемены
Официально реформа ценообразования стартовала в 2015 года. Она была направлена в первую очередь на ужесточение контроля над государственными расходами в строительной отрасли. И здесь важно понимать, что к одной из ключевых причин удорожания строительства специалисты считали использование базисно-индексного метода подготовки смет (базовые цены перемножают на индексы, коэффициенты). В качестве исходных данных брались сборники, датированные 2000-и годами.
Естественно, на практике возникали огромные сложности при использовании указанного метода – погрешности были огромными, поскольку рыночные цены не всегда получалось скорректировать индексами и коэффициентами. В рассматриваемом контексте ресурсный метод ценообразования считается более практичным и в целом прогрессивным.
Главное преимущество ресурсного метода ценообразования – проведение сметных расчётов согласно реальным ценам на строительные материалы и ресурсы.
За его внедрение в строительную отрасль выступал и Владимир Путин, который по итогам майских указов от 2015 года дал соответствующее поручение. Госстрой приложил огромные усилия для реализации президентского поручения:
- в законодательную базу внесли много нововведений, дополнений и уточнений;
- дан старт Федеральной государственной информационной системе по вопросам ценообразования в строительной отрасли;
- подготовлено ряд методических рекомендаций и указаний.
Впрочем, в ноябре Владимир Якушев, возглавляющий министерство ЖКХ и строительства констатировал –
отрасль просто не готова к ресурсному методу. Главная причина «пробуксовки» реформы – медленное наполнение
ФГИС ЦС: по состоянию на конец 2018 года систему удалось наполнить немногим более чем на 20%.
В итоге в министерстве строительства и ЖКХ решили «притормозить» реформу, точнее растянуть переходной период до 2022 года. В ведомстве принято решение аргументировали новой «дорожной» картой, которая поможет избежать шоков для участников рынка. Указанного времени должно хватить для наполнения ФГИС ЦС, доработки необходимых методик и закрепления правительственных постановлений.
Мнение сметчиков
Анализируя сложившуюся ситуацию с точки зрения профессиональных сметчиков, можно отметить – главный недостаток ресурсного метода – для самого заказчика полное раскрытие стоимости строительных материалов не выгодно. «Существует высокая вероятность выявления огромного количества недостатков государственных элементных сметных норм». И если материалы будут раскрыты, у сметчиков теряется возможность их изменения, даже с учётом того, что нормы являются устаревшими и не включают современные строительно-отделочные материалы.
Заменить их нельзя будет, ввиду высокой вероятности возникновения претензий со стороны проверяющих органов. Последние к проверкам подходят исключительно с формальной точки зрения.
Уже сейчас по стране возникают пока ещё единичные случаи, когда замена одних строительных материалов аналогичными по характеристикам, провоцировала возбуждение уголовных дел по факту «хищения».
Отношение экспертов к реформам
Эксперты придерживаются собственной точки зрения – проблема на порядок шире, чем ценообразование. Огромные сложности имеют место быть не только с ФГИС ЦС, но и с методиками, нормами. В стране действуют гибридные отношения, но никак не рыночные. В России сочетается плановая экономика и механизм рыночного спроса.
Сейчас государственные заказчики выходят на рынок с уже максимальными предложениями. А вот подрядным компаниям приходится самостоятельно подсчитывать, сколько денег потребуется для реализации проекта, и лишь после этого определяются победители.
Реформы могут проводиться сколько угодно долго, но первоначальную цену необходимо убирать, как и изменять Ф3-44. В противном случае ни о каких изменениях говорить не приходится.
Главная задача заключается в необходимости изменения базовых условий, иначе 7-10% экономия бюджетных средств останется только мечтой. Существует вероятность того, что стоимость строительства поползёт вверх, на 5-10%. С этим мнением солидарны и специалисты Минстроя. В преобладающем большинстве случаев введение ресурсного метода приводит к удорожанию строительства, из-за большого количества сопутствующих рисков.
В Минстрое решили скорректировать протекание начатой реформы:
ресурсный метод официально запустят только в 2022 году, а до этого времени будет действовать «усовершенствованный» базисно-индексный метод. Основные работы должны быть сосредоточены на формировании обоснованного ценового базиса.
Важные дополнения и уточнения
С января 2020 года вводится
механизм обязательной аттестации для экспертов, подписывающих и подтверждающих сметную документацию. Такая необходимость обусловлена большим количеством жалоб, поступающих от профессионального сообщества. В итоге пришлось внести изменения в Градостроительный кодекс (ст. 49).
В итоге перечень направлений экспертной деятельности дополнили направлением «Сметное нормирование и ценообразование». Уже сейчас специалистам, желающим пройти официальную аттестацию, необходимо направить пакет документов по одному из указанных направлений.