Заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Сергей Головин принял участие в Национальном форуме инфраструктурных компаний и подвел итоги первого года применения ресурсно-индексного метода (РИМ) в России. Он также рассказал о том, что делает ведомство для повышения достоверности определения стоимости строительства, в том числе в сфере транспортной инфраструктуры.
Для расчета сметной стоимости объекта капитального строительства необходимо обладать информацией по стоимости строительных ресурсов в разрезе регионов Российской Федерации. Согласно Градкодексу, стоимость строительных ресурсов — это стоимость оплаты труда, материалов и оборудования, а также стоимость эксплуатации машин и механизмов.
Проверка расчета размера оплаты труда, учитываемого в сметах, - одна из функций Главгосэкспертизы по нормативно-методическому обеспечению РИМа с учетом региональной специфики строительных рынков.
«До 25 апреля 2025 во исполнение постановления Правительства РФ №1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» во ФГИС ЦС будут опубликованы среднемесячные размеры зарплат в отрасли за 2024 год», - сообщил участникам форума Сергей Головин.
На текущий момент от всех регионов поступило 85 расчетов по оплате труда, из них 84 уже прошли проверку в Главгосэкспертизе и согласованы Минстроем России. По одному из расчетов региональной оплаты труда возникли замечания в связи с более чем 4-кратным превышением среднего уровня зарплат строителей по России.
Вместе с тем по итогам 2024 года именно рост зарплаты дал основной рост – более 20% - в общем повышении стоимости строительства. Поэтому одно из предложений Главгосэкспертизы по совершенствованию методик и алгоритмов расчета заработной платы строителей – учитывать в них не только статистику Росстата, но и отчеты компаний в Федеральную налоговую службу и другие объективные показатели. При этом важно такие же подходы к нормированию сметной оплаты труда распространить как на субъектовые, так и отраслевые показатели, чтобы исключить возможность массового перетока квалифицированных рабочих, считает Сергей Головин.
Ситуация с нормированием зарплат в дорожном строительстве особенно непростая, с учетом специфики строительства протяженных линейных объектов на территории нескольких субъектов РФ. Поэтому региональные отличия средних размеров оплаты труда, учитываемые в контрактах по разным этапам, заведомо создают неравные условия для строителей. И этот вопрос также обсуждается на федеральном уровне с участием Главгосэкспертизы, отметил Сергей Головин.
В этом году данные для отраслевых расчетов среднемесячных размеров оплаты труда рабочего первого разряда впервые предоставило Федеральное дорожное агентство. Откорректированные расчеты показали, что в среднем ставка зарплат дорожников оказалась выше на 17 % по сравнению с аналогичными расчетами регионов.
«Вот почему мы особенно пристально сегодня следим не только за количеством, но и чистотой данных, поступающих через ФГИС ЦС от участников отрасли по стоимости всех ресурсов, включая сметные уровень оплаты труда. Приведение их к рыночным показателям станет решением второй важнейшей задачи развития ценообразования после перехода на РИМ», – подчеркнул заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию. Кроме того, в ходе Национального форума инфраструктурных компаний спикер рассказал о работе ведомства по развитию функционала ФГИС ЦС, сделав акцент на интеграции с биржами и торговыми площадками, а также по актуализации и наполнению новыми показателями сметно-нормативной базы ФСНБ-2022, в том числе в части дорожного строительства.
«В 2025 году Минтранс России, Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) и ГК «Автодор» планируют разработать 138 новых сметных норм, которые поступят для оценки в Главгосэкспертизу и затем на утверждение в Минстрой России», - сообщил Сергей Головин.