Успехи и неудачи предприятий в условиях рынка зависят от воздействия факторов внешней и внутренней среды, которые включают всю совокупность сил, влияющих на возможные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В прессе и на экономических конференциях и симпозиумах преимущественно обсуждаются элементы внешней среды — политические, социальные, правовые, демографические и т.п.
Раскрытием неудовлетворительного состояния важнейших факторов внутренней среды — управления, планирования и организации производства, снабжения и сбыта продукции занимаются от случая к случаю. Это заметно по составу и содержанию текущей и периодической печати и почти полного отсутствия критических работ в научной экономической литературе. В то же время в практической экономике не все благополучно.
По многим вопросам в этой области научных знаний по решению управленческих задач у экономистов наблюдаются различные подходы и суждения.
Особые противоречия наметились в научных взглядах по методам планирования на производстве. Авторы своеобразно трактуют научные принципы составления планов. Большинство из них обозначают процесс разработки планов на предприятии или фирме как бизнес-планирование.
Этим грешит не только учебная литература, но и нормативные документы
государственных учреждений. Так, например, в методических рекомендациях по реформе предприятий (организаций), утвержденных приказом Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 г. № 18.
- С предлагаемым новым обозначением процесса составления планов ни в коей мере нельзя согласиться, так как бизнес-план имеет другое предназначение, чем производственный план.
- Он служит отправной точкой при создании нового производства или осуществления каких-либо преобразований на уже действующем предприятии. Например, его применяют при освоении новых видов продукции, выхода предприятия в новые направления бизнеса и т.п.
- Такой документ нужен чаще всего как единовременный плановый расчет для получения кредита в банке.
Нельзя согласиться также с мнением авторов ряда изданий о использовании бизнес-планов для инвестиционных проектов по строительству зданий и сооружений, так как в области капитальных вложений проектирование и обоснование инвестиций осуществляется строго в соответствии с ведомственными инструкциями, нарушать требования которых недопустимо.
Ряд авторов трудов по планированию обозначают его как деловое, календарное, стратегическое и тактическое. Встречаются издания, называющие планирование просто прогнозированием.
В отдельных случаях право на существование такие принципы планирования и имеют, но ими нельзя подменять методику, которая была создана на базе многолетнего практического опыта разработки плановых расчетов на российских предприятиях в советское время.
Она предполагает составление разнообразных плановых расчетов показателей различных направлений производственной деятельности предприятий в годовом разрезе с поквартальной разбивкой.
Одновременно разрабатываются перспективные на более длительный период и оперативные планы с меньшими сроками продолжительности (месяц, декада, неделя, сутки). Такие плановые расчеты должны предусматривать использование с максимальной отдачей трудовых, материально-технических ресурсов предприятия с полной загрузкой машин и оборудования, устранение возможных простоев и потерь.
То же самое можно сказать по стратегическом и тактическом планировании. Оно должно охватывать процесс функционирования предприятия в будущем.
Поэтому в никоей мере им нельзя заменить производственный план. К тому же, как явствует из определения понятий «стратегии и тактики», они, скорее всего, относятся к элементам управления производством, а не планирования.
Последнее в данном случае может только произвести экономические расчеты для намеченных предприятием ориентиров возможных вариантов его будущего развития.
- По-разному авторы предлагают диапазон сроков, на которые составляются планы. Их обычно делят на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Причем продолжительность перепадов сроков составления плана в книгах колеблется для долгосрочных от 20 до 25 лет, среднесрочных — от 3 до 5 лет, и для краткосрочных — 1 год.
- Необходимость при этом оперативного плана вообще не рассматривается. Объяснить причины разного показа экономистами методических основ планирования в условиях рынка на предприятии весьма затруднительно. Очевидно, такой подход связан с ошибочным переносом на российскую действительность отдельных положений иностранной переводной экономической литературы, в большей степени охватывающей концепцию управления производством. Этому же, очевидно, могла способствовать недооценка опыта планирования в нашей стране в годы советской власти.
- Разработка у нас плановых заданий имеет глубокие корни, так как в России составлять планы начали раньше, чем на Западе. Если теория и практика планирования в индустриально развитых странах получили свое развитие только в 60—70 гг. девятнадцатого столетия, то началом планирования в России можно считать 1921 г., когда были созданы органы Госплана. Даже по выпуску методической литературы по планированию наша страна намного опережала западный мир.
Так, первые издания по этой тематике в России написал М. Рудаков в 1924 г. Его книга называлась «Учетно-плановые системы управления». Спустя несколько лет, в 1927 г. В. Лихтенер написал работу «Планирование производства». В то же время западные авторы стали освещать эту тему только в 50—60 годах прошлого столетия.
Отсутствие четких апробированных методических указаний по столь важному вопросу, как планирование, приводит к большим, ничем не оправданным экономическим потерям как в масштабе всей страны, так и отдельного предприятия. К тому же, многие предприниматели и менеджеры не уделяют достаточного внимания этой ответственной функции управления производством.
Между тем, необходимость в планировании даже при нестабильности государственных законов и решений, бесконтрольности и ценовой стихии, безудержной инфляции, заметного недостатка для предпринимателей оборотных средств и других не совсем благоприятных условий развития экономики не вызывает сомнений.
Успеха на рынке, повышения доходности, уровня оплаты труда и социальных выплат могут добиться предприятия, только планируя производство и реализацию продукции.
Что касается использования методических установок по планированию, то, по моему мнению, нельзя отказываться от традиционного российского опыта составления плановых заданий, который внедрялся в дореформенное время в форме пром-транс — стройфинпланов.
Их традиционный перечень расчетов должен быть дополнен планом маркетинга, составляемого на базе диагностики и анализа производственно-хозяйственной деятельности.
Такая методика планирования вполне приемлема при детерминированных условиях, когда предприятие действует в предсказуемой внутренней среде и обладает необходимой информацией.