21.05.2019 10:53

​Резерв финансовых средств на непредвиденные работы и затраты

У многих предприятий и строительных компаний возникают вопросы, неразбериха и споры с применением средств, предназначенных на непредвиденные затраты и работы в аспекте практического применения. Изначально речь идёт о средствах заказчика, подлежащих отражению в общем сметном расчёте для строительства или капитального ремонта. Указанные затраты указываются в процентном соотношению по итогам 1-12 глав для строительства и 1-9 в случае с капитальным ремонтом.
Резерв финансовых средств на непредвиденные работы и затраты
Описания об указанных затратах представлены в МДС 81-35.2004, причём исключительно в последней редакции (пункт 4.96):
Пункт 4.96: в общий сметный расчёт стоимости строительных работ включает в себя резерв финансовых средств, необходимый для реализации непредвиденных работ и затрат, предназначенных для компенсации стоимости затрат и работ, потребность в которых формируется на этапе разработки рабочей документации, или непосредственно на этапе строительства по итогам уточнения проектных решений или конкретных условий строительства по отношению к возводимым объектам.
Но указанные описания являются неполными, а трактовка указанного пункта осуществляется специалистами Госконтракта. Вот только указанный момент отражается не везде и не всегда. Не стоит исключать из поля зрения человеческий фактор.
Практически каждому сметчику известны источники, которые законодательно закреплены для применения резерва финансовых средств, связанных с непредвиденными затратами и работами. Новая редакция МДС 81-35.2004 не упрощает ситуацию, даже усложняет её.

В соответствии с последней редакцией МДС 81-35.2004:
4.33. Для определения полной цены объекта, необходимой для расчётов по проведенным работам между сторонами подрядчика и заказчика. В конце объектной сметы к цене монтажных и строительных работ, которые были определены по актуальному уровню цен, необходимо дополнительно включить финансовые средства на покрытие лимитированных затрат.
Следовательно, «воспользоваться» этими финансовыми средствами подрядчику крайне сложно, особенно, если речь идёт о реальном строительном объекте
Следовательно, «воспользоваться» этими финансовыми средствами подрядчику крайне сложно, особенно, если речь идёт о реальном строительном объекте. С этим сложно поспорить, поскольку в 99% случаев цена контракта – твёрдая! В соответствии с ГК РФ и договору, где не предусмотрено иное, оплата гарантий рассчитывается, ориентируясь на сумму по ССР, при этом исключается вероятность возникновения так называемых «непредвиденных» расходов. Возникает закономерный вопрос – какую цену можно назвать твердой?
В большинстве случаев возникают дополнительные уточняющие вопросы: каким образом доказывать, что затраты оказались непредвиденными, каков характер указанных расходов, можно ли доказать размер заявленных сумм. Решением указанных вопросов зачастую занимается подрядчик. В некоторых случаях легче не заявлять о необходимости компенсации указанных затрат, поскольку порядок применения резерва в законодательстве не предусмотрено.
Гораздо практичнее и логичнее включать определенную сумму на непредвиденные расходы и приобщать её к итоговой сумме контракта в форме лимитированного резерва, согласно с действующим Государственным контрактом на дополнительные работы, которые возникают при уточнении РД. Дополнительно необходимо прописать указанные моменты в договоре – законодательной базе.
Твердая цена контракта – сумма без непредвиденных, а сумма с непредвиденными 2%, 5% или 10% от изначальной цены контракта. В случае возникновения затрат, которые можно покрыть за счёт непредвиденных, подготавливается смета и к ней применяется тендерное снижение, согласно данным в основной смете.
Твердая цена контракта – сумма без непредвиденных, а сумма с непредвиденными 2%, 5% или 10% от изначальной цены контракта. В случае возникновения затрат, которые можно покрыть за счёт непредвиденных, подготавливается смета и к ней применяется тендерное снижение, согласно данным в основной смете.
Естественно, важно внести корректировки в законодательные акты по расшифровки и применению непредвиденных расходов. Нестандартные случаи зачастую отражаются в договоре дополнительно.
Закономерный итог: дополнительные средства заложены, а вот воспользоваться ими крайне проблематично. На этапе расчёта по фактически выполненным работам согласно договоров с твердой договорной ценой, средства на непредвиденные затраты и работы, которые предусмотрены сметным расчётом, фиксируются в распоряжении стороны заказчика, если подрядчик не докажет обоснованость указанных затрат, то заказчик – согласится с ними.
Яркий тому пример – в Казахстане указанный вопрос озвучили на законодательном уровне ещё в 2018 году. Специалисты национальной палаты посчитали обоснованным исключить резерв средств заказчика на непредвиденные затраты и работы, предоставив подрядчику безусловные средства для непредвиденных работ и затрат на подрядные работы в пределах 2%.
Все непредвиденные затраты, как и их распределение, должны чётко прописываться в договоре. Дабы избежать других вопросов, важно указать сколько, кому и кто будет должен.

Вам может быть интересно:
Договор строительного подряда – анализ важных положений
Договор строительного подряда – анализ важных положений

О возможностях логистического модуля ПК РИК и механизма калькуляций транспортных расходов.
http://www.smetarik.ru/news/On_the_possibilities_of_the_logistics_module_of_the_RIC