С целью
снижения сметной стоимости строительно-проектировочных работ при возведении новых объектов активно используется не только новое оборудование, но и более качественные материалы, конструкционные решения.
- Применение конструкционных крепежей из высокопрочных сталей даёт снижение забойных затрат до 20%, или в сметной стоимости горных работ - 1%, а в сметной стоимости строительства шахт - 0,4%.
- Применение низколегированных сталей для объектов поверхности. Применение низколегированных сталей для строительства копров, мостов, корпусов надшахтных зданий, ОФ и др. может дать уменьшение сметной стоимости строительства шахт - 0,1%.
- Применение облегчённых панелей в зданиях техкомплекса поверхности и ОФ. Применение облегчённых панелей для стен и покрытий в зданиях техкомплекса поверхности шахт и ОФ может дать уменьшение сметной стоимости строительства до 0,1%.
Пересмотр норм накладных расходов при монтаже сборных железобетонных конструкций.
В настоящее время при определении сметной стоимости строительства сооружений шахтной поверхности из сборного железобетона применяются нормы накладных расходов, как на общестроительные работы.
Вместе с тем, для объектов крупнопанельного жилищного и культбытового строительства применяются пониженные нормы накладных расходов.
Если приравнять сооружения из сборного железобетона к условиям монтажа металлоконструкций, учитывая при этом перспективы роста сборности и индустриальности строительства, то возможное снижение сметной стоимости строительства составит к 1980 г. 0,8%, а в перспективе на 1985 и 1990 гг., соответственно, 1% и 1,2%.
- Применение вагонеток с донной разгрузкой. Повсеместное применение на новостроящихся шахтах вагонеток с донной разгрузкой упрощает схемы околоствольных дворов, уменьшает объёмы и стоимость горных выработок. Это мероприятие позволяет уменьшить сметную стоимость строительства к 1980, 1985 и 1990 гг., соответственно, на 0,7%, 0,9% и 1%.
- Пересмотр сметных норм на горнопроходческие работы. В настоящее время проводится большая работа по пересмотру сметных норм на горнопроходческие работы. В основу этого пересмотра положены прогрессивные технологические решения по строительству. Этот процесс будет продолжаться и в дальнейшем.
Предполагается, что совершенствование
сметных норм даст возможность уменьшить сметную стоимость строительства к 1980, 1985 и 1990 гг., соответственно, на 2, 3, и 5%.
Совершенствование нормативной базы строительства конструкций, технологии производства работ, применение новых материалов
Наряду с вышеназванным, на основе непрерывного прогресса техники и технологии строительства, внедрения новых процессов и материалов и систематической работы по совершенствованию нормативной базы строительства можно отметить следующие, весьма перспективные, направления снижения сметной стоимости строительства.
Пересмотр стоимости машино-смен общешахтных и забойных машин
Была установлена весьма высокая норма косвенных расходов (в среднем - 15% от стоимости м-смены). Как показало обследование ряда шахтостроительных организаций, эта норма завышена, а в некоторых случаях вообще нет машино-прокатных баз.
Таким образом, нормы косвенных расходов следует:
- уменьшить в абсолютной и относительной их величине;
- разработать их дифференцированными.
Необходимо пересмотреть нормы износа канатов исходя из среднего срока их использования (не менее 2-х лет). Из «Прочих общешахтных расходов» следует изъять вторую группу затрат.
Целесообразно уточнить расходы по заработной плате, учитываемой в машино-сменах общешахтных машин, имея в виду автоматизацию производственных процессов.
- Следует пересмотреть нормативное годовое число машино-смен.
- Необходимо уточнить нормы амортизационных отчислений (на реновацию).
- Существующая схема расчёта энергии ориентирована на фактические расходы и установленные мощности, что даёт весьма низкие показатели кВт-часов на 1 кВа.
Интенсификация работ и дальнейшее повышение уровня механизации и автоматизации производственных процессов должны резко изменить соотношения между расходами кВт-часов и установленной мощностью, причём, удельный расход квт часов должен повышаться.
Одновременно с этим при калькулировании энергоресурсов целесообразно из расчётов исключить амортизационные отчисления по зданиям и сооружениям, предусматривая необходимые средства на ремонты в сметном лимите или же оплачивая эти работы (по мере необходимости) за счёт лимитов средств на непредвиденные расходы.
Не меньший интерес представляет вопрос дифференцирования стоимости энергоресурсов по периодам строительства, а также оплата их по двухставочному тарифу.
Также стоит пересмотреть сметную цену энергоресурсов для горнокапитальных работ, выполняемых на действующих шахтах.
Вопрос о пересмотре стоимости энергетических ресурсов весьма важен, так как в стоимости горных работ они составляют в среднем 15%, в том числе в общешахтных расходах порой достигают 30% всех затрат.
Пересмотр норм накладных расходов в строительстве
Прогресс техники и технологии строительства, естественно, ведет к повышению производительности труда, в связи с чем сокращаются трудоёмкость работ и затраты на обслуживание строительного производства.
Одновременно с этим целесообразным направлением по дальнейшему совершёнствованию управления промышленностью и строительством является укрупнение строительных организаций.
Также немаловажным фактором уменьшения издержек по обслуживанию строительного производства является рост масштабов строительства объектов. Кроме того, нормы
накладных расходов строительства должны быть дифференцированными, в зависимости от условий производства работ.
В связи с отмеченным, целесообразно регулярно проводить пересмотр норм накладных расходов в сторону их уменьшения.
Снижение сметных цен на материалы
В сметной стоимости промышленного строительства стоимость материалов составляет около 50%, стоимость же местных материалов находится в пределах 20-30%.
В сметных ценах местных материалов и изделий большой удельный вес занимают транспортные расходы. Для некоторых материалов они в несколько раз превышают их отпускные цены. Например, для третьей (базисной) зоны промышленно-гражданского строительства Кемеровской области транспортные расходы для гравия и песка, балласта песчаного и гравийного в 1,5-2,5 раза выше отпускных цен и в сметной цене их удельный вес составляет 60-70%.
В сметной стоимости бетонных и железобетонных изделий зданий промышленного назначения доля транспортных расходов в сметной цене этих изделий находится в пределах 15-25%. По данным обработки смет к рабочим чертежам на строительство зданий и сооружений предприятий угольной промышленности Кузбасса установлено, что средневзвешенная величина транспортных расходов в сметной стоимости составляет 10%.
Практика разработки транспортных схем подтверждает, что они во многих случаях не являются оптимальными и ведут к завышению сметной стоимости. Так, например, проверка Стройбанком СССР 1136 каталогов показала, что в 814 из них были выявлены завышения в размере 1% от ранее определённой сметной стоимости.
Таким образом, анализ действующих сметных цен показал, что заложенные в их основу транспортные расходы не всегда являются оптимальными. Прежде всего, это объясняется несовершенством методики их определения.
В процессе разработки баланса не производится экономическая оценка транспортных схем, а их формирование осуществляется строительными организациями, зачастую, с узковедомственных позиций.
Устранение этих недостатков возможно путём формирования транспортных схем на научной основе с применением экономикоматематических методов и ЭВМ. Сибгипрошахтом разработана методика определения оптимальных транспортных схем местных строительных материалов. Оптимальная схема определяется по каждому материалу на основе его:
1. Объёмов производства.
2. Объёмов потребления.
3. Стоимости перевозки различными видами транспорта.
Определённая таким образом оптимальная схема перевозки кирпича для промышленно-гражданского строительства Кемеровской области позволила снизить общую стоимость среднегодовых перевозок на 335 тыс. р., т.е. на 10,5% по сравнению с утверждённой транспортной схемой.
Учитывая большие объёмы строительства, перспективы ежегодного роста капиталовложений и значительный удельный вес транспортных расходов в сметной стоимости, необходимо отметить большую народнохозяйственную значимость решения проблемы оптимизации транспортных расходов в процессе разработки сметных цен на местные строительные материалы.
Это позволит снизить транспортные расходы примерно на 8-15% и уменьшить сметную стоимость строительных работ на 0,5-1%, а также заложить потенциальные возможности снижения сметной стоимости проектируемых объектов. Дальнейшее расширение использования новых конструктивных решений и материалов.
На перспективу в шахтном строительстве широкое распространение получат пластобетоны, полимерные бетоны, стекловолокна, стеклопластиковая арматура, стеклотканевая рулонная затяжка, а также высокомарочные бетоны и сборные железобетонные конструкции, высокопрочные стальные, алюминиевые и др. конструкции.
Предполагается, что использование этих материалов и конструкций, во-первых, приведёт к повышению производительности труда, во-вторых, уменьшит удельный расход материалов, что, в конечном итоге, даст определённое снижение сметной стоимости строительства.