Бетон – один из самых надежных строительных материалов во всем мире. Он характеризуется высокой эксплуатационной долговечностью, конструктивной прочностью, а потому и нет ничего удивительно в его применении в качестве дорожного покрытия. Пальму первенства по количеству бетонных дорог удерживает Америка – 65%. В России же их количество варьируется от 1 до 2.6% от общего объема. Чем же обусловлена такая нелюбовь отечественных строителей к бетону при возведении дорог?
Главные преимущества бетонных дорог Невзирая на то, что смета на строительство бетонки зачастую выше асфальтной дороги, она окупается быстрее. Но даже первоначальные инвестиции можно снизить. Цемент всегда можно приобрести заранее, до начала «строительного сезона». Но основная статья экономии – обслуживание бетонного покрытия. Если стоимость обслуживания асфальтной дороги обходится в 4 млн рублей (и это без стоимости ремонтных работ), то на аналогичную бетонную дорогу достаточно лишь половины от указанной суммы. Второй важный аспект – продолжительность эксплуатации бетонных дорог. Он в 2-3 раза больше, в сравнении с традиционными покрытиями. Если говорить об асфальтной дороге, то без ремонта она способна «жить» до 12 лет. Вот только результата удается достичь не всегда. Зачастую уже по прошествии 8 лет им требуется ремонт, а вот для бетонных автодорог указанный показатель увеличен до 25 лет. Срок эксплуатации бетонных дорог находится в пределах от 30 до 50 лет, при условии, соблюдения все тонкостей и предписаний технологического процесса.
Почему в России не применяют бетонку Главная причина – сложность и строгость технологического процесса создания бетонной дороги. Но в действительности нет ничего сложного, при условии наличия необходимого финансирования. А вот в случае с асфальтовым покрытием ситуация несколько иная, т.к. подрядчики в отечественных реалиях уже научились выходить из положения. Также требуется спецтехника. Ее покупка – дорогостоящее удовольствие. И для настила всего одной автодороги ее никто приобретать не будет. Эта техника есть только у отдельных подрядчиков. В большинстве своем они специализируются на строительстве взлетно-посадочных полос. Но и вопрос ответственности, соблюдения технологических предписаний никто не исключал. Малейшее нарушение технологии укладки асфальтного покрытия влечет за собой просадку и постепенное разрушение полотна. Речь идет о постепенном процесса и итоговые разрушения зачастую происходят к моменту завершения срока гарантии на дорогу. Да и процесс ремонта в этом случае – более простая задача, т.к. вначале достаточно ограничиться ямочным или кусочным ремонтом, а затем удалить старый верхний слой, заменив его новым. В случае с бетоном ситуация выглядит иначе, поскольку вышеописанные решения уже не могут помочь. Если приготовить бетонную смесь в неверных пропорция, структура итогового материала начнет слоиться. Более крупные части будут внизу, а те что помельче – наверху. Эти процессы происходят очень быстро. Первые признаки становятся заметными уже спустя несколько с начала активного эксплуатации трасы. Неверное армирование швов в зимний период будет способствовать тому, что вода начнет скапливаться, образовывая лужи. В этом случае подрядчик сильно рискует. Для победы в тендере подрядчику важно предложить самую низкую цену, а затем соблюдать высокое качество работ, даже в случае с недостаточным финансированием.
Подводя итоги Бетонные дороги характеризуются огромным количеством преимуществ. У них гораздо выше коэффициент сцепления с поверхностью колес транспортных средств, в сравнении с асфальтным покрытием. Проблема лишнего шума при движении автомобилей по бетонному покрытию в современных реалиях также решения. Современные покрытия практически бесшумные.