В настоящее время на законодательном уровне закреплено обязательное использование для определения предельной стоимости строительства объектов укрупненных нормативов цены строительства (далее – НЦС), утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В случае отсутствия таких нормативов должны применяться данные о стоимости аналогичных объектов. Понятие укрупненного норматива цены строительства, то есть показатель потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенный для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства, введено в Градостроительный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 26 июля 2017 года № 191-ФЗ.
По итогам 2017 года Минстроем России был утвержден 21 сборник НЦС. Они включают в себя более 5500 показателей и доступны на официальном сайте Минстроя России, а также в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве. Используя сборники НЦС можно с минимальными временными и трудовыми затратами определить стоимость строительства достаточно большого количества объектов, в том числе детских садов, школ, организаций дополнительного образования, объектов, предназначенных для спортивного и культурного развития населения. Кроме того, не составит сложности определить по НЦС размер денежных средств, необходимых для обустройства малых архитектурных форм, озеленения территорий, инженерных сетей, обеспечения функционирования объектов детской инфраструктуры.
Несмотря на кажущуюся сложность определения стоимости строительства с помощью рассматриваемого способа, современные сметные программы упрощают процедуру в разы. Российские сметчики активно используют ПК РИК НЦС - один из лучших продуктов на отечественном рынке. Рекомендуем изучить его возможности и особенности здесь.
Не стоит забывать, что при определении стоимости строительства объекта, необходимо учесть все затраты, которые будут возникать при производстве работ. При этом стоимость строительства объектов, расположенных на площадке строительства, должна определяться с использованием НЦС. Для определения размера затрат, не учтенных показателями НЦС, необходимо выполнять дополнительные расчеты. Для примера можем рассмотреть пример расчета предельной стоимости строительства школы с использованием НЦС.
Для правильного применения показателей НЦС для расчета предельной стоимости строительства объектов капитального строительства на территориях различных субъектов Российской Федерации необходимо использовать положения методических документов по применению НЦС, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов.
В настоящее время продолжается работа по дополнению сборников НЦС, в том числе и сборника НЦС «Объекты народного образования», отсутствующими показателями, востребованными отраслевыми министерствами и ведомствами. Эта работа проводится на основании проектной документации объектов. В рамках формирования реестра экономически эффективной проектной документации повторного использования Минстроем России совместно с федеральными органами исполнительной власти и рядом субъектов Российской Федерации осуществляется масштабная работа по отбору проектной документации повторного использования в отношении объектов образования.
Эта работа позволит добиться повышения эффективности использования бюджетных средств, оптимизации объемно-планировочных и конструктивных решений объектов, сокращения сроков и затрат на разработку проектной документации и, как следствие, увеличения темпов и качества строительства объектов.