В рамках реформы ценообразования, Минстроем России решено осуществить переход на ресурсный метод сметных расчетов, принятый в международной практике, и обеспечить единый мониторинг цен строительных ресурсов во всех субъектах страны, учитывающего региональные особенности.
Ключевой задачей, проводимой Минстроем России реформы, является повышение прозрачности расходования бюджетных средств. В основном для этого использовались административные методы контроля. В современных условиях, интенсивное развитие информационных технологий позволяет перейти от контролирования за строительством к управлению всем жизненным циклом строительного объекта.
Для ввода ресурсного метода необходимо обеспечить всеобъемлющий мониторинг цен в строительстве. Для этого Минстроем России создана и формируется специальная информационно-аналитическая система, которая обеспечит централизованный сбор данных от производителей и импортеров строительных ресурсов. После проведения расчетов специалистами Главгосэкспертизы России (оператором ФГИС ЦС), система предоставит открытые сведения по стоимости на строительные ресурсы всем участникам строительства.
Ресурсный метод позволит: · определять максимально точную сметную стоимость объектов капитального строительства; · минимизировать риски завышения сметной стоимости, за счет достоверности предоставляемой информации; · учитывать точные затраты на транспортную логистику или труд рабочих в конкретном регионе; · выстроить современный подход к ценообразованию и повысить его качество.
Мониторинг рыночных цен нужен для определения достоверной стоимости строительных материалов, технических и трудовых ресурсов. Федеральный контроль устанавливается не для регулирования цен на рынке, а для определения объективной стоимости строительной продукции. Достоверная цена стройматериалов — ключевое звено в решении новых задач, поставленных Правительством России. Полученные, по результатам мониторинга, сметные цены будут применяться для расчета начальной (стартовой) стоимости всех объектов капитального строительства, финансируемого из бюджета страны.
Всероссийский охват мониторинга очень важен для видения единой картины рынка строительных материалов и ресурсов; его регулярность и максимальная детализированность станет основой оптимального использования бюджетных средств.
Информация о ценах будет полезна не только для государственных заказчиков, но и для строительных компаний, физических лиц. Строительные компании, работающие в системе государственного заказа, должны будут отказаться от услуг поставщиков-посредников.
Ценность мониторинга
Главная задача и идея мониторинга заключается в удобном и оперативном предоставлении актуальных сметных цен по каждому конкретному региону от производителя, а не от посредника, как заведено прежде.
Подсистема Мониторинга цен строительных ресурсов позволит:
повысить качество ценообразования;
систематизировать все процессы и процедуры, обеспечивающие определение максимально точной сметной стоимости объектов капитального строительства;
исключить использование индексов удорожания и минимизировать риски завышения сметной стоимости;
учитывать точные затраты на транспортную логистику или труд рабочих в конкретном регионе и т.п.;
организовать новые форматы взаимодействия со всеми участниками рынка и выстроить современный подход к ценообразованию.
Информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС)
Для обеспечения рыночного мониторинга цен в строительстве, Минстрой России вводит в эксплуатацию специальную информационно-аналитическую систему ФГИС ЦС, расположенную в сети Интернет по адресу: fgiscs.minstroyrf.ru. Данная информационная система функционирует на основе облачных технологий и предполагает централизованный сбор и хранение данных от производителей и импортеров строительных ресурсов. После проведения необходимых расчетов в системе, производители строительных объектов смогут получить текущие сметные цены и другую полезную информацию (подробнее: ФГИС ЦС). ФГИС ЦС состоит из подсистем Мониторинга цен, Федерального реестра сметных нормативов и Классификатора строительных ресурсов.
Оператор информационно-аналитической системы
Мониторинг и расчет цен производится специалистами Главгосэкспертизы России. В состав ведомства входит Федеральный центр ценообразования в строительстве. На данный момент ведется работа по предварительному мониторингу.
Формирование единой базы данных цен на строительные ресурсы требует обработки колоссальных объемов сведений, получаемых от региональных строительных предприятий. Актуализация перечня юридических лиц, обязующихся ежеквартально предоставлять необходимые данные, ведется Главгосэкспертизой России из сведений предоставленных органами федерального уровня, такими как Росстат. В перечень включены предприятия, производящие строительные ресурсы на сумму не менее 10 млн рублей в год. Предприятия с меньшими объемами тоже имеют право заносить в систему свои данные, но не обязаны. По данным Минстроя России, информацию должны будут предоставлять порядка шести тысяч организаций, в целом по стране сформировано около 150 региональных ценовых зон, для удобства их уровняли по регионам.
После обработки загруженных данных производится расчет, формируются сметные цены. При расчёте усреднённой цены учитывается регион и логистические затраты, инфляция. Данная работа осуществляется в соответствии с утвержденным Порядком ведения мониторинга на основании Классификатора строительных ресурсов. Правила мониторинга были утверждены Правительством страны в конце 2016 года.
В Главгосэкспертизе России создана единая служба поддержки юридических лиц, на которую можно обратиться по единому номеру телефона или по электронной почте.
Задачи внедрения информационных систем в строительстве: · обеспечить единый мониторинг цен строительных ресурсов во всех субъектах страны, с учетом региональных особенностей; · предоставить удобный и оперативный доступ на актуальные сметные цены по каждому конкретному региону; · осуществить переход на ресурсный метод сметных расчетов; · наладить взаимодействие профессиональных сообществ в строительной и смежных сферах.