03.12.2021 11:52

Главгосэкспертиза начала поэтапную публикацию на ФГИС ЦС проекта ФСНБ-2021

Главгосэкспертиза России создала на сайте ФГИС ЦС новый раздел, посвященный выходу федеральной сметно-нормативной базы в уровне цен по состоянию на 1 января 2022 года (ФСНБ-2021).

В соответствии с Планом мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли, утвержденным заместителем председателя Правительства Российской Федерации Маратом Хуснуллиным 10 декабря 2020 года за номером 11789п-П16, Главгосэкспертизой осуществляется формирование новой сметно-нормативной базы ФСНБ‑2021.

Главные отличия сметно-нормативной базы ФСНБ-2021 от ФСНБ‑2020 и всех предшествующих редакций – это актуальный уровень цен по состоянию на 1 января 2022 года, а также отсутствие в составе базы единичных расценок – ФЕРов.

Проект ФСНБ-2021 размещен, в том числе с возможностью скачивания, в открытом электронном структурированном формате XML, в специальном разделе ФГИС ЦС, который доступен здесь.

Данный проект ФСНБ-2021 является рабочей редакцией. В настоящее время ведутся работы по актуализации содержания сметных норм, корректировке отдельных положений технических частей, наполнению сборников строительных ресурсов ценовыми показателями и другие. Для обеспечения всестороннего учета мнений участников инвестиционно-строительного процесса, Главгосэкспертиза совместно с Минстроем России предлагает рассмотреть размещенный проект ФСНБ-2021 и направить свои предложения через специальное меню.

Также в разделе «Проект федеральной сметно-нормативной базы-2021» размещен обзор основных изменений и ответы на типовые вопросы.

 Обзор ключевых изменений в новой ФСНБ-2021

 Главгосэкспертизой осуществляется формирование сметно-нормативной базы ФСНБ-2021.Указанные работы проводятся во исполнение Плана мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли, утвержденного заместителем председателя Правительства Российской Федерации Хуснуллиным М.Ш. от 10.12.2020 № 11789п-П16.
Главные отличия новой сметно-нормативной базы ФСНБ-2021 от ФСНБ-2020 и всех предшествующих это новый уровень 2021 года, а также отсутствие в составе базы единичных расценок – ФЕРов.
В рамках работ по актуализации сметно-нормативной базы было проанализировано 51 780 сметных норм. В результате актуализации в различной степени подверглось 26 583 сметных нормы.

СКАЧАТЬ: Обзор ключевых изменений в новой ФСНБ-2021 
 Сметные нормы, входящие в сметно-нормативную базу, есть совокупность количественных показателей материалов, изделий, конструкций и оборудования, затрат труда работников в строительстве, времени эксплуатации машин и механизмов (далее - строительные ресурсы), установленных на принятую единицу измерения. Работа, связанная с формированием ресурсной части сметной-нормативной базы ФСНБ-2021, оказалась самой трудоемкой частью относительно остальных изменений, вносимых в сметные нормы. 
Так, например, сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции содержал в своем составе более 60 тысяч позиций сметных цен строительных ресурсов. При этом следует отметить, что данный сборник в сметно-нормативной базе редакции 2001 года содержал около 30 тысяч позиций. То есть в течение 20 лет сборник пополнялся новыми ресурсами по данным производителей, которые регулярно обновляли линейки выпускаемой продукции, по результатам внесения изменений в государственные стандарты и технические условия, а также издания новых, но исключение устаревших и снятых с производства ресурсов из него не производилось.
Мониторинг текущей стоимости строительных ресурсов осуществлялся не только в целях получения непосредственно текущих цен, но и для исключения устаревших, не применяемых строительных ресурсов. В связи со значительным объемом строительных ресурсов, который закрывал хотя бы базовую потребность сметно-нормативной базы в материалах и машинах, к настоящему времени сборники сметных цен строительных ресурсов сформированы в проектной номенклатуре, которая ежедневно актуализируется и регулярно дополняется. В тоже время, учитывая, что сборники сметных цен строительных ресурсов издаются в уровне цен по состоянию на 01.01.2022 года, расчет отдельных позиций строительных ресурсов выполняется, в том числе, в настоящее время. По этой причине, размещенные для ознакомления сборники содержат сметные цены не по полной номенклатуре строительных ресурсов и регулярно пополняются.
 Выполнены работы по комплексному пересмотру и актуализации сметных норм, связанных с анализом строительных ресурсов входящих в них. Формирование сборников сметных цен ФССЦ и ФСЭМ в новом уровне цен выявило потребности в исключении дублирующих позиций, подбору аналогов, уточнения применяемых машин и материалов в нормах.
Так, например, расчет сметных цен на эксплуатацию машин и проводимый для него мониторинг стоимости ресурсов, могут выявить машины снятые с производства, не выпускающиеся и не применяемые в современном строительстве. Учитывая, что повышение механизации строительных работ ставилось в приоритет еще при разработке сметно-нормативных баз 80-х годов, выявление подобных фактов в большинстве случаев говорят о том, что не только машина потеряла актуальность, но в целом технология и технологические процессы, завязанные на нее, устарели и требуют исключения в случае их неприменения в проектах или актуализации посредством замены машины на аналог.
Таким образом, в настоящее время в проекте ФСНБ-2021 произведено 6780 замен строительных машин и механизмов на актуальные аналоги
.

Сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов рассчитаны в соответствии с уточненной методологией:

  • годовой режим работы машин и механизмов – введены дополнительные положения, касающиеся порядка расчета годового режима работы машин и механизмов, значительно расширен перечень групп машин и механизмов, по которым приведены рекомендуемые значения годового режима работы машин и механизмов;
  • уточнен порядок определения амортизационных отчислений на полное восстановление машин и механизмов – добавлены справочные значения показателей амортизационных отчислений по группам машин и механизмов, уточнен порядок определения восстановительной стоимости машин и механизмов;
  • нормы годовых затрат на все виды ремонта, техническое обслуживание, диагностирование и замену быстроизнашивающихся частей (далее – нормы затрат на ремонт) – расширен перечень групп за счет введения позиций «Прочие машины» и «Прочие механизмы», пересмотрен размер корректирующего коэффициента, применяемого к нормам затрат на ремонт импортной техники (был 0,6, а стал 0,76), уточнен порядок применения данного коэффициента;
  • затраты на энергоносители – уточнен порядок определения расхода энергоносителей, приведены все необходимые справочные значения показателей, которые задействованы в расчете затрат на энергоносители, сформирован подход к определению затрат на сжатый воздух;
  • затраты на перебазировку машин и механизмов – приведены справочные значения коэффициентов для определения затрат на перебазировку (для тех машин и механизмов в чьей сметной цене эксплуатации она учитывается);
  • сметная цена на эксплуатацию машин и механизмов – рассчитывается без учета оплаты труда машинистов (оплата труда машинистов приводится отдельно).

В таблицу выходной формы добавлены дополнительные данные – средний разряд машинистов, трудозатраты машинистов, расход электроэнергии, стоимость электроэнергии, отметка о том учтена в сметной цене на эксплуатацию машины (механизма) перебазировка или не учтена. Сметная цена на эксплуатацию машин и механизмов приводится без учета оплаты труда машинистов, а оплата труда машинистов приводится отдельно в следующем столбце.
 
В случае учета сметными нормами материальных ресурсов снятых с производства требуется проведение замен учтенных материальных ресурсов на аналоги, выпускаемые сегодня. Если технология, учтенная в составе сметных норм, предусматривает применение исключительно конкретного материального ресурса определенной марки/типа/вида и при этом такой ресурс снят с производства и не выпускается промышленностью, то сметные нормы, по таким технологиям, подлежат исключению из сметно-нормативной базы в связи с отсутствием их востребованности.
Таким образом, в настоящее время в проекте ФСНБ-2021 произведено 49 224 замен строительных материалов на актуальные аналоги, а также 1 544 замены конкретных материалов на открытые группы.
Проведена актуализация номенклатуры строительных ресурсов на основании действующей нормативно-технической документации. Особенно следует отметить корректировку позиций нерудных материалов, асфальтобетонных смесей в соответствии с обновленными и новыми государственными стандартами (ГОСТ). Откорректированы позиции бетонов товарных, металлопроката, битумов, керамических и силикатных кирпичей, кабельной продукции, труб полиэтиленовых и изоляционных материалов. Из данных групп строительных материалов удалены позиции отсутствующие (устаревшие и не производящиеся) на рынке строительных материалов Российской Федерации.
 Во взаимодействии с информационными системами Главгосэкспертизы, позволяющими анализировать частоту применения сметных норм в конкретных объектах за последние несколько лет, проведен статистический анализ, результаты которого учитывались при принятии решений об исключении сметных норм.
В случае невозможности проведения замен и подбора современных аналогов по строительным машинам или материальных ресурсам, а также низкой применяемости в проектах, технология, предусмотренная сметными нормами, признается устаревшей.
 
Отдельно следует отметить проведенную перешифрацию сборников сметных норм на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр). При формировании сметно-нормативной базы в редакции 2001 года, за основу были приняты сборники сметных норм и расценок на  строительные работы (СНиП 4.02-91), на ремонтно-строительные работы (СНиР-91Р), на монтаж оборудования (СНиП 4.06-91), а также ряд прейскурантов и иных нормативных документов, утвержденных Госстроем СССР. 
Первыми в сметно-нормативную базу редакции 2001 года формировались сборники сметных норм на ремонтно-строительные работы, и они сохранили шифрацию, предусмотренную СНиР-91Р, например норма 51-1-2 «Разработка грунта внутри здания в траншеях» и ГЭСН редакции 2001 года с шифром 51-1-2, где «51» - номер сборника, «1» - порядковый номер таблицы, «2» - порядковый номер нормы в таблице. Указанной системой шифрации не предусмотрена возможность деления сборников на отдельные части (разделы, отделы), также отсутствует возможность добавления новых таблиц сметных норм в середину сборника ввиду шифрации существующих таблиц по порядку (за исключение случаев оставления резервных емкостей в шифрах таблиц). При формировании оставшихся сборников сметных норм на строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы в сметно-нормативную базу редакции 2001 года этот недостаток был учтен и устранен, в результате чего шифры приобрели следующий вид 01-01-001-01, где первая группа цифр – номер сборника, вторая – номер раздела, третья – таблицы в разделе, четвертая – нормы в таблице. При такой системе шифрации исключаются недостатки принятой в СНиП 4 (СНиР-91Р), шифр вне зависимости от порядкового номера норм и таблиц всегда имеет одинаковой количество символов и структуру исключая таким образом сложности машинной сортировки данных. Принимая во внимание вышесказанное сборники сметных норм на ремонтно-строительные работы были перешифрованы таким образом, что норма 51-1-1 «Разработка и обратная засыпка грунта вручную внутри здания в котлованах глубиной до 3 м площадью до 10 м2» в проекте ФСНБ-2021 имеет шифр 51-01-001-01. Следует отметить, что при проведении перешифрации был сформирован переходной ключ от старого шифра к новому для обеспечения возможности автоматизированного пересчета сметной документации из ФСНБ-2020 в ФСНБ-2021.

На некоторых изменениях в сметных нормах следует остановиться подробнее.

В рамках формирования ФСНБ-2021 актуализированы линейки экскаваторов на гусеничном ходу: удалены дублирующие позиции, сформирована единая линейка экскаваторов без дифференциации на импортных и отечественных производителей.  
По итогу произведенных изменений пересмотрены нормы, в которых задействованы указанные экскаваторы.
В результате проведенной аналитической работы сформирована единая линейка норм по следующему принципу: для экскаваторов, по которым в качестве машины-представителя выбрана машина отечественного производства – принята норма на разработку грунта отечественными экскаваторами с показателями нормы времени, принятыми по СНиП 4.02-91, для экскаваторов, по которым в качестве машины-представителя выбрана машина импортного производства, соответственно принята норма на разработку грунта импортными экскаваторами с показателями нормы времени, принятыми по сметно-нормативной базе редакции 2017 года.
 В соответствии с пунктом 2.4.2 Методических рекомендаций по разработке сметных норм на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы, утвержденных приказом Минстроя России от 04.09.2019 № 509/пр, при составлении калькуляции затрат строительных ресурсов в нее не включаются инструмент и производственный инвентарь, не относящиеся к основным средствам и учитываемые в составе накладных расходов в соответствии с Методическими рекомендациями по определению величины накладных расходов в строительстве, а также производственные приспособления и оборудование, учитываемые в составе норм амортизационных отчислений в составе титульных временных зданий и сооружений. 

В связи с тем, что ФСНБ-2021 не предусматривает в своем составе федеральных единичных расценок (ФЕР) возможность дополнительного учета затрат на энергоносители в процентах, принятая в ФСНБ-2020, для нее неприемлема. В результате проведения аналитической работы по определению потребности в энергоносителях в натуральном выражении необходимый расход электроэнергии и бензина был учтен непосредственно в ресурсной части 9 853 сметных норм.