«ФГИС ЦС - основная цифровая платформа ценообразования в строительстве, аккумулирующая и представляющая пользователям актуальную информацию в машиночитаемом формате, необходимую для формирования сметной стоимости строительства. Без эффективной работы этого инструмента намеченный правительством России переход к ресурсно-индексному методу не мог бы состояться», - заявил Сергей Лахаев.
Он также представил участникам конференции актуальные данные по информационному наполнению ФГИС ЦС и прокомментировал основные цели и задачи работы субъектов Российской Федерации с поставщиками строительных ресурсов для обеспечения перехода к ресурсно-индексному методу. Согласно утвержденному правительством РФ Планом мероприятий по совершенствованию системы ценообразования в строительстве переход к ресурсно-индексному методу должен быть осуществлен во втором квартале 2022 года.
С момента запуска в эксплуатацию в 2017 году портал ФГИС ЦС посетило более 400 000 пользователей, было обработано более 15 000 обращений по вопросам использования публикуемых сведений и порядка предоставления информации юридическими лицами. Регулярно обновляемый классификатор строительных ресурсов на сегодня содержит 127 940 позиций, а в федеральной сметно-нормативной базе (ФСНБ 2020) размещено 118 сборников сметных норм. «20 августа 2020 года база ФСНБ-2020 была опубликована в формате XML», - отметил Сергей Лахаев.
Спикер также сообщил, что на портале ФГИС ЦС опубликовано 32 методики для определения стоимости строительства, 118 сборников сметных норм и 21 сборник укрупненных нормативов цены строительства. Кроме того, на портале регулярно размещаются важные для профессионального сообщества новости, аналитические, презентационные и обучающие материалы, а также инструкции по использованию сервисов и функциональных возможностей платформы.
Кроме того, в 2021 году во ФГИС ЦС реализована возможность информационного взаимодействия по всему спектру вопросов со всеми участниками строительного рынка, включая сметчиков, проектировщиков, строителей, заказчиков, производителей и поставщиков строительных ресурсов, а также разработчиков сметных программных продуктов и других представителей строительного сообщества.
Один из новых информационных ресурсов портала ФГИС ЦС – специальный раздел, который был создан для оказания методической и консультативной помощи участникам инвестиционно-строительной деятельности в связи с выходом постановления Правительства №1315 от 9 августа 2021 года. Постановление предоставляет возможность компаниям в рамках Федерального закона № ФЗ-44 о госзакупках вносить изменения в условия государственных контрактов в связи со значительным ростом цен на строительные ресурсы. На портале ФГИС ЦС размещены детальные разъяснения условий и алгоритма изменения цены контрактов, постоянно обновляется лента ответов специалистов Главгосэкспертизы на поступающие вопросы от участников строительного рынка и органов исполнительной власти.
«Данный раздел системы посетило уже свыше 30 тысяч пользователей, в ней размещено более 120 ответов от специалистов Главгосэкспертизы на часто задаваемые вопросы пользователей по данной тематике», - рассказал замглавы Главгосэкспертизы. Он также сообщил, что правительство рассматривает возможность корректировки Постановления №1315 с тем, чтобы расширить перечень заказчиков, которые могут изменить цену контракта в связи с удорожанием строительных ресурсов.
Сергей Лахаев отметил и важность работы Главгосэкспертизы России по мониторингу цен строительных ресурсов и необходимость расширения круга участников мониторинга. На сегодняшний день данные о ценах предоставляют во ФГИС ЦС более 14 тысяч юридических лиц из 85 субъектов Российской Федерации. И если до недавнего времени основными источниками информации о ценах были региональные органы власти, производители и оптовые поставщики строительных ресурсов, то в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1160 от 12 июля 2021 года в процесс мониторинга включены дополнительные обладатели информации – официальные торговые представители (дилеры) и производители строительных ресурсов, которые самостоятельно занимаются их реализацией в других субъектах Российской Федерации помимо «домашних» регионов производства продукции.
Таким образом, был расширен перечень поставщиков строительных ресурсов, которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1452 от 23.12.2016 «О мониторинге цен строительных ресурсов» получили право предоставлять во ФГИС ЦС данные о ценах и тем самым повышать точность и объективность данных о конъюнктуре рынков строительных материалов во всех регионах страны.
«Рыночные механизмы должны работать, а мы - учитывать специфику рынка, именно поэтому в список включили оптовых поставщиков и торговые дома», - подчеркнул Сергей Лахаев. Он также напомнил, что для всех участников мониторинга цен во ФГИС ЦС доступны опции личных кабинетов. Дополнительным стимулом для регистрации в системе оптовых поставщиков и других участников строительных рынков стала возможность пользоваться преференциями при проведении торгов. Соответствующие изменения в части оптимизации конкурсных процедур будут внесены в федеральные законы о закупочной деятельности - № ФЗ-44 и № ФЗ-223.
Вам может быть интересно:
Мониторинг цен строительных ресурсов
Теперь заказчики (перечень которых приведен в приложении к постановлению) могут изменить цену контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О внесении изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В 2021 году существенно выросли цены на строительные ресурсы, что повлекло за собой серьезные последствия. В частности, невозможным стало исполнение значительной части строительных контрактов с твердой договорной ценой. 9 августа Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин подписал Постановление № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», согласно которому заказчики смогут изменить условия заключенных контрактов.
Документ устанавливает, что заказчики могут изменить существенные условия контракта в случае, если: