Общий цикл инвестиционного проекта предполагает комплекс организационно-управленческих, экономических и технологических задач, выражаемые в изначальной идее, последующей её проектной проработке, строительном производстве и последующей эксплуатации готового объекта. На каждом из этапов инвестиционного проекта, с учётом установленных целей по определению стоимости реализации строительства применяются различные сметные стандарты и нормативы.
Часто на предварительном этапе планирования предстоящих работ, необходимо с высокой достоверностью установить, во сколько обойдется будущее строительство проекта.
Необходимо акцентировать внимание – с 2011 года в Российской Федерации официально вступили в силу новые нормативы:
- НЦС (нормативы цены строительства), используемые для планирования будущих капиталовложений, определения эффективности использования финансовых средства, которые направляются на капитальные вложения и последующей подготовки технико-экономических значений в сооружении на проектирование объектов.
- НЦКР (нормативы цены конструктивных решений), предназначенные для формирования обобщающего сметного раздела проектной документации и последующей проверки точности, достоверности определения сметной стоимости капитальных объектов в рамках реализуемого инвестиционного проекта.
Указанные нормативы предоставляют возможность простым и интуитивно понятным образом определять стоимость возведения объектов, а также сопутствующих работ, ориентируясь на конструктивные и другие особенности сооружений, зданий, а также укрупненных единиц объёмных работ.
Помимо этого, в рамках осуществляемой реформы ценообразования в строительной отрасли ключевая экономия финансовых средств с привлечением бюджетной системы Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, юридических лиц, муниципальных образованиях, уставной капитал которых превышает 50% получают посредством повышения достоверности оценки цены строительства.
В соответствии с правительственным Постановлением РФ №427 от 18 мая 2009 года – вопрос проверки достоверности определения сметной стоимости является одним из ключевых рычагов по контролю расходования бюджетных средств, а главным проверочным критерием является:
«…определение непревышения сметной стоимости над укрупненным нормативом стоимости строительства…»
В конце июля 2017 года вступил в действие Федеральный закон под номером 191-Ф3, которым вносились дополнения и корректировки в Градостроительный кодекс РФ, а также вводилось понятие:
«укрупненный норматив цены строительства» - показатель потребности в финансовых средствах, необходимых для формирования единицы мощности строительной продукции, которая используется на этапе планирования инвестиций в объекты капитального строительства.
В контексте чего возникает выраженная необходимость в поэтапном и всенаправленном развитии института разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства и конструктивных решений.
Что касается сборников НЦКР и НЦС, то в соответствии с действующими рекомендациями и методическими положениями о вопросах ценообразования, они должны актуализироваться ежегодно до начала января.
Нормативы подготавливаются с учётом ресурсно-технологических моделей, основой которых является проектная документация по смежным объектам и отличающаяся положительным экспертным заключением, разработанная согласно актуальным нормам проектирования.
Помимо этого, удалось подготовить ряд сборников по объектам капитального строительства, имеющих непроизводственное назначение и инженерной инфраструктурой: НЦС-2011, НЦС-2012 и НЦС-2014.
В период с 2015 по 2016 года Минстрой России указанные сборники не разрабатывал, ввиду сложной экономической ситуации и проводимых правительством антикризисных мер. Необходимо отметить – разработка НЦКР должна была осуществляться по всем видам конструктивных элементов для непроизводственных объектов, а также комплексы мероприятий по объектам инженерной инфраструктуры.
Сейчас в федеральный реестр по сметным нормативам включены НЦС-2017 года по нескольким видам капитального строительства, а также объектам непроизводственного назначения. Дополнительной в него включен обобщенный сборник Укрупненных нормативов цены конструктивных решений НЦКР-81-02-22-2014 «Автомобильные дороги».
Реалии сегодняшнего мира таковы, что гражданам приходится жить в условиях динамично изменяющегося мира, повсеместной популяризации инновационных строительных технологий и материалов. А потому с целью выработки эффективного ценообразования нормативы цены строительства НЦС и нормативы цены конструктивных НЦКР решений, должны формировать отражение реальной структуры затрат, согласно с реально возведенными объектами и основываться на нынешней стоимости ресурсов.
С этой целью важно в значительной степени провести расширение номенклатуры объектов, для которых и проводится утверждение нормативов цены строительства и нормативы цены конструктивных решений.
Помимо этого, при подготовке укрупненных нормативов цен строительства (НЦС), в обязательном порядке применяется региональный аспект, а что касается самих нормативов, они должны в полной мере учитывать актуальные критерии безопасности и качества объектов.
На этапе формирования НЦКР важно ориентироваться на список работ, направленных на повышение энергоэффективности, он является обязательным для реализации при капитальном ремонте многоквартирных домов и объектов бюджетного сегмента.
Специалисты акцентируют внимание на необходимости выстраивания системы таким образом, чтобы он учитывал широкий перечень информационно-справочных и нормативно-методических документов, благодаря которым можно с высокой степенью вероятностью определять стоимость строительства.
Вам может быть интересно:
Укрупненные нормативы цены строительства при составлении смет
Завершилась подготовка методики разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства