22.08.2022 10:27

Особенности ценообразования в строительстве в странах бывшего Советского Союза

Cметные нормы и нормативы в странах бывшего Советского Союза, на территории которого сейчас функционируют такие экономико-политические образования как СНГ и ЕврАзЭС построены примерно по одному принципу, хотя и отличаются степенью детализации и некоторыми другими особенностями.                 

Cметные нормы и нормативы в странах бывшего Советского Союза, на территории которого сейчас функционируют такие экономико-политические образования как СНГ и ЕврАзЭС построены примерно по одному принципу, хотя и отличаются степенью детализации и некоторыми другими особенностями.   
В этой связи следует отметить что основные принципы и система нормирования ценообразования в строительстве сложились к середине 50-х годов прошлого века, когда были впервые разработаны ЭСН на строительные конструкции и работы, единичные расценки, сметные цены на ресурсы. Действовавшая в бывшем Советском Союзе система ценообразования в строительстве была основана на фиксированных ценах на строительную продукцию, т. е. ориентировалась на сохранение стабильного уровня сметной стоимости и не требовала уточнения вследствие текущих изменений ценовых факторов.  В период плановой экономики при формировании стоимости строительства использовались исключительно затратные методы, основанные на последовательном суммировании всех общественно-необходимых затрат на производство единицы строительной продукции в денежном выражении. Переход к рыночным отношениям и децентрализации политической власти и управления в начале 90-х годов предопределили пересмотр методологических подходов к формированию стоимости строительной продукции.          

На протяжении 1991 – 2010 годов осуществлен переход от плановой централизованной системы к рыночной системе ценообразования в строительстве, когда цены на строительную продукцию формируются под влиянием спроса и предложения, меняющихся ценовых факторов, финансовых возможностей инвесторов, конкурентной борьбы между подрядными организациями. При этом отличия в интенсивности экономических преобразований и применении тех или иных подходов и методов в ценообразовании стали предопределять различия в национальных системах ценообразования в строительстве  стран бывшего Советского Союза. 

В Республике Беларусь при Минстройархитектуры создан хозрасчетный орган – Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве (РНТЦ), который осуществляет нормативную и методическую работу в этом направлении.

Цена в строительной отрасли Республики Беларусь формируется исходя из усредненных нормативов, которые разрабатываются исходя из способов, условий производства работ и группируются в специальных сборниках.

Для определения стоимости строительства используются ресурсно-сметные нормы. Порядок применения этих норм определяется в одном из основных документов – Методических указаниях по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сметной документации с применением ресурсно-сметных норм.

В соответствии с Методическими указаниями при проектировании и составлении сметной документации стоимость строительства определяется в двух уровнях цен:

  • в базисном уровне, в качестве которого приняты цены 2006 г.;
  • в текущем (прогнозном) уровне, рассчитываемом с помощью специальных индексов изменения стоимости отдельных элементов затрат к их базисной стоимости или цен, сложившихся на отчетную дату.

Определение цены строительства объекта начинается с разработки основного документа, определяющего стоимость строительства, которым является сводный сметный расчет в ценах 2006 г. с переводом их в текущие цены. На основании его данных устанавливается сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства (сумма итога по сводному сметному расчету должна быть увеличена на величину оборотных налогов).

С 1 января 2012 г. ценообразование в строительстве в отношении объектов строительства, на которые сметная документация и (или) архитектурно-планировочное задание на проектирование получено после 1 января 2012 г., регулируют Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361».

Минстройархитектуры ежегодно публикует письма с прогнозом цен, порядок составления сметы – в инструкциях РНТЦ по ценообразованию в строительстве.

Cметные нормы и нормативы в странах бывшего Советского Союза, на территории которого сейчас функционируют такие экономико-политические образования как СНГ и ЕврАзЭС построены примерно по одному принципу, хотя и отличаются степенью детализации и некоторыми другими особенностями.   

Стоимость строительства на Украине определяется ресурсным методом, который базируется на нормативно-расчётных показателях и текущих ценах на трудовые и материально-технические ресурсы. Нормативным показателем является расход трудовых и материально-технических ресурсов, который определяется на основании государственных ресурсных элементных сметных норм. На основании этих норм и текущих цен на трудовые и материально-технические ресурсы определяются прямые затраты. Остальные затраты определяются не по нормам, а расчетом.

Накладные расходы и сметная прибыль определяются не по нормам в процентах от ФОТ, а рассчитываются также ресурсным методом по всей структуре затрат. Этот факт требует детальной разработки проекта организации строительства и более квалифицированных инженеров-сметчиков. Также несколько отличается структура затрат, включаемая в НР и СП, от подобной структуры в РФ. Система индексации так же отсутствует. Вместо индексов Министерство регионального развития Украины на регулярной основе обновляет стоимость чел.-часа.

Обновления происходят в виде приказа Министерства, которое вносит изменения в ДБН Д.1.1-1-2000. Существует аналог реестра сметных нормативов. Отсутствует система укрупненных расценок. Сейчас ДБН в Украине заменен на расценки ДСТУ с 1 января 2014 г.

В Республике Армения за основу нормативной базы проектирования приняты нормативы, разрабатываемые в рамках соответствующих программ стран СНГ, а также старые советские строительные нормы и правила.

При строительстве за счет средств госбюджета используются Методические указания «Порядок расчета стоимости разработки градостроительной документации». Укрупненные нормативы стоимости разработки проектной документации включают в себя:

  • стоимость разработки программной градостроительной документации;
  • стоимость разработки архитектурно-строительной проектной документации.

Разработка нормативов велась на основе мониторинга рынка спроса и предложений, совместно с проектировщиками и Союзом строителей, крупными подрядными организациями, осуществляющими программы застройки столицы, с применением современных методов и технологий строительства. Все вышеуказанные документы имеют рекомендательный характер при строительстве, финансирование которого осуществляется за счет частных средств.

В Армении 75-80 % объема строительства ведется за счет собственных средств различных организаций и населения. Остальные 20-25 % проектов в основном финансируются за счет средств международных займов и банковских средств (например, программы Азиатского банка развития) и, в меньшей степени, бюджета. Именно поэтому стоимость проектных работ в настоящее время определяется, как правило, договорными ценами, или с учетом стоимостных критериев международных финансовых институтов.

В Республике Казахстан в 2015 году Приказом Председателя Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан были утверждены следующие нормативы:

1) Государственный норматив по определению сметной стоимости строительства в Республике Казахстан;

2) Государственный норматив по определению величины накладных расходов в строительстве;

3) Государственный норматив по определению дополнительных затрат, связанных с решениями проекта организации строительства;

4) Государственный норматив по мониторингу текущих цен и расчету сметных цен строительных ресурсов;

5) Государственный норматив по определению величины транспортных расходов при перевозке грузов для строительства;

6) Государственный норматив по разработке ресурсных сметных норм и определению сметных цен на эксплуатацию строительных машин, механизмов и автотранспортных средств;

7) Государственный норматив по расчету сметной заработной платы в строительстве.

Государственный норматив по определению сметной стоимости строительства в Республике Казахстан является нормативной основой для определения стоимости строительства и содержит методические положения по ценообразованию в строительстве и составлению смет (сметных расчетов) на строительство объектов. Нормативно-методические положения этого документа составлены на основе ресурсного метода определения стоимости строительства в текущих ценах.

Таким образом, сметная стоимость строительства определяется в текущих ценах, ресурсным методом, на основе прямого калькулирования выделяемых по проекту и сметным нормам ресурсных показателей: затрат труда, времени использования строительных машин, расхода материалов, изделий, конструкций, оборудования, данных о расстояниях и способах их доставки на место строительства, расхода энергоносителей на технологические цели строительства, и текущих цен на эти ресурсы.

Для обеспечения оперативности расчета (пересчета) сметной документации на требуемый период при изменяющихся ценах, ресурсные и ценовые показатели в ресурсных сметах приводятся раздельно. Сметно-нормативная база Республики Казахстан выпускается в печатном виде и в электронном формате. Сборники текущих цен строительных ресурсов формируются в виде электронных каталогов, обновляемых ежеквартально.

Формирование сметной стоимости строительства объектов в Республике Казахстан обеспечивается на основе  системы ценообразования в строительстве, в состав которой входят :

1) ресурсная база, включающая элементные сметные нормы расхода ресурсов, нормы затрат труда, времени эксплуатации машин и механизмов, производственные нормы расхода материальных ресурсов, регулярно обновляемая с включением новых либо актуализированных норм по технологиям строительного производства;

2) Единый государственный реестр новых технологий в строительстве, систематически пополняемый новыми технологическими картами по перспективным строительным технологиям и периодической актуализацией существующих технологических карт;

3) укрупненные сметные нормы расхода ресурсов;

4) Единый государственный электронный банк предпроектной и проектной (проектно-сметной) документации на строительство объектов, финансируемых за счет государственных инвестиций в строительство или за счет средств субъектов  предпринимательского сектора;

5) мониторинг текущих цен по всем регионам Республики Казахстан со сбором и автоматизированной обработкой информации в едином центре;

6) комплекс нормативных организационно–методических документов, устанавливающих общетехнические требования, необходимые для разработки, учета, хранения и применения проектно-сметной документации для строительства объектов различного назначения, применения современных программных средств комплексного проектирования.

Кроме того, в соответствии с Приказом Председателя Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 24 июня 2015 года также утверждены нормативно-технические документы сметно-нормативной базы – 2015 г.:

1. СТС РК 8.04-07-2015 «Сборник сметных тарифных ставок в строительстве»;

2. СЦЭМ РК 8.04-11-2015 «Сборник сметных цен в текущем уровне на эксплуатацию строительных машин и механизмов»;

3. СЦПГ РК 8.04-12-2015 «Сборник сметных цен в текущем уровне на перевозки грузов для строительства»;

4. ССЦ РК 8.04-09-2015 «Сборник сметных цен в текущем уровне на инженерное оборудование объектов строительства»;

5. ССЦ РК 8.04-08-2015 «Сборники сметных цен в текущем уровне на строительные материалы, изделия и конструкции» в количестве 16 (шестнадцати) сборников. 

В Республике Узбекистан, государственным комитетом по архитектуре и строительству (Госархитектстрой), являющимся уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственную политику в области градостроительства и градостроительной деятельности, установлен порядок определения стоимости строительства объектов в договорных текущих ценах на основе норм ШНК.

Стоимость строительства объекта в договорных текущих ценах – это сумма денежных средств, определяемых на основе:

  • калькулирования стоимости всех затрат, необходимых при строительстве;
  • стоимости объектов-аналогов или удельных затрат на единицу мощности, необходимых для его осуществления в соответствии с проектом (рабочим проектом).

Основанием для определения стоимости строительства служат действующие сметные нормативы (нормы), разрабатываемые на основе Четвертой части  Градостроительных норм и правил (ШНК) «Сметные нормы и правила», а также отпускные, лимитные и разовые цены на оборудование, мебель и инвентарь.

Стоимость строительства в соответствии со структурой капитальных вложений подразделяется по следующим видам работ и затрат:

  • общестроительные и специальные строительные работы;
  • работы по монтажу оборудования (монтажные работы);
  • затраты на оборудование, мебель и инвентарь;
  • прочие затраты производственного характера (временные здания и сооружения, зимнее удорожание, вахтовый метод и т. п);
  • прочие затраты подрядчика и заказчика.

Прочие затраты подрядных организаций и прочие затраты заказчика определяются согласно «Методических рекомендаций по определению «прочих затрат» заказчика и подрядчика при расчете стоимости строительства объектов в договорных текущих ценах», утвержденных Госархитектстроем Республики Узбекистан в установленном порядке.

На ранних стадиях осуществления проекта (ПТЭО, ПТЭР, ТЭО, ТЭР) стоимость строительства объекта в текущих ценах рекомендуется определять с использованием данных о стоимости реализованных проектов-аналогов.

В соответствии с действующим положением стартовая стоимость объекта в текущих ценах рассчитывается заказчиками или по их поручению проектной или специализированной организацией ресурсным методом, основанным на калькулировании затрат в прогнозируемых текущих ценах и тарифах на ресурсы.

При ресурсном методе определяются следующие затраты:

  • затраты труда рабочих-строителей;- затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов;
  • затраты на приобретение материалов, конструкций и изделий с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов;
  • затраты на приобретение оборудования, мебели, инвентаря с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов;
  • прочие затраты производственного характера;- прочие затраты подрядчика;- прочие затраты заказчика (затраты заказчика, которые в соответствии с приложением № 2 постановления Кабинета Министров от 12.09.2003 года № 395 несет подрядчик при строительстве «под ключ»).

Прочие затраты производственного характера (перевозка рабочих, вахтовый метод строительства и т. п.), не учтенные в прямых затратах, определяются по данным ПОС и усредненных затрат подрядной организации с учетом конъюнктуры рынка подрядных работ (услуг), согласно приложения № 4 «Перечень статей прочих затрат производственного характера и порядок их определения» Методических рекомендаций по определению «прочих затрат» заказчика и подрядчика при расчете стоимости строительства объектов в договорных текущих ценах», утвержденных Госархитектстроем Республики Узбекистан в установленном порядке. Затраты на временные здания и сооружения, зимнее удорожание определяются согласно ШНК 4.09-06 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений» и ШНК 4.07-06 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время».

Прочие затраты заказчика включают в себя затраты на:

  • проектно-изыскательские работы:
  • экспертизу проектной (градостроительной) документации, включая экологическую экспертизу;
  • авторский надзор;
  • разработку и экспертизу конкурсной документации, организацию и проведение конкурсных торгов;
  • содержание службы заказчика, включая осуществление технического надзора;
  • содержание органов государственного архитектурно-строительного надзора (ГАСН);
  • отвод земельного участка;- компенсацию за сносимые строения и садово-огородные насаждения, перенос зданий и сооружений или строительство новых зданий и сооружений, взамен сносимых;
  • другие расходы, связанные со строительством объекта при наличии соответствующего обоснования, согласно пункта 18, приложения 1 «Временное положение о порядке определения стоимости строительства объектов в договорных текущих ценах» к постановлению Кабинета Министров от 11.06. 2003 г. № 261 «О переходе на договорные текущие цены при реализации инвестиционных проектов, осуществляемых за счет централизованных капитальных вложений».

В указатель нормативных документов по строительству, действующих на территории Республики Узбекистан включены:

  • своды градостроительных правил (актуализированные строительные нормы и правила) – ШНК;
  • своды строительных правил (строительные нормы и правила в стадии актуализации) – КМК;
  • межгосударственные стандарты – ГОСТ;- Строительные нормы и правила – СНИП;
  • руководящие документы Системы РДС;- нормативные документы, утвержденные Госстроем Республики Узбекистан – РСН;
  • нормативные документы, утвержденные Госстроем СССР (СН и др.) и (ВСН) утвержденные соответствующими ведомствами, применяемые в качестве рекомендуемых документов.

В  Республике Кыргызстан действуют «Методические указания определения стоимости строительства на территории Кыргызской Республики», утвержденные в 2016 году и обеспечивающие методологическое единство в определении сметной стоимости строительства и расчетах за выполненные строительные работы.

Приказом  Государственного  агентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики от 28 марта 2016 года № 2-нпа утверждены национальные сборники единичных расценок на строительные, ремонтно-строительные, монтажные, пусконаладочные работы, сборники цен на проектные работы, сборников цен на строительные материалы, автомобильную перевозку, сборников цен на эксплуатацию строительных машин.

Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве Кыргызской Республике включает в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы, необходимые для определения сметной стоимости строительства.

В стране разрабатываются кыргызские республиканские единичные расценки (КРЕР), предназначенные для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ. КРЕР используются для определения сметной стоимости выполняемых работ базисно-индексным методом, разработки единичных расценок сметных нормативов.

В состав государственных элементных сметных норм входят:

  • сборники государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы (КРЕР);
  • сборники государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы (КРЕРр);
  • сборники государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (КРЕРм);
  • сборники государственных элементных сметных норм на пусконаладочные работы (КРЕРп).

Для специального технологического оборудования, министерствами, ведомствами и другими отраслевыми структурами разрабатываются ведомственные элементные нормы на пусконаладочные работы (КРЕРп).

На основании КРЕР разрабатываются сметные расценки на строительные работы и конструкции, монтаж оборудования, а также на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы, которые объединяют в сборники единичных расценок (ЕР). В тех случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в сборниках действующих элементных сметных норм КРЕР, возможна разработка индивидуальных норм и расценок.

В Республике Таджикистан установлен порядок определения стоимости строительства объектов в договорных текущих ценах ресурсным методом на основе элементной сметно-нормативной базы ЭСН РТ-2007. Метод распространяется на строительные, монтажные, специальные строительные работы и является обязательным для всех участников инвестиционного процесса, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений.

Утверждение градостроительных норм и правил Республики Таджикистан ведет Комитет по архитектуре и строительству при Правительстве республики.

В сборниках ЭСН приведен средний разряд работы, который характеризует средний разряд звена рабочих-строителей, выполняющих полный комплекс работ. Это основной инструмент для определения величины оплаты труда рабочих-строителей посредством почасовой тарифной ставки.

Ежеквартально фиксируются текущие цены на основные строительные ресурсы, которые приводятся в ежеквартальных сборниках средних сметных цен.

Комитет по архитектуре и строительству при Правительстве республики занимается систематизацией текущих цен, отслеживая их по данным Госкомстата республики, подрядных организаций, НИИ «Наклиёт» Минтранспорта республики, по данным рынков стройматериалов, строительных  магазинов, предприятий-производителей строительной продукции и т. д. Сборники цен значительно облегчают работу инженеров-сметчиков по определению сметной стоимости строительства объектов ресурсным методом, используются также подрядными организациями, заказчиками, международными организациями и др.

ИСТОЧНИК: ТОУС НИУ МГСУ