Cметные нормы и нормативы в странах бывшего Советского Союза, на территории которого сейчас функционируют такие экономико-политические образования как СНГ и ЕврАзЭС построены примерно по одному принципу, хотя и отличаются степенью детализации и некоторыми другими особенностями.
В этой связи следует отметить что основные принципы и система нормирования ценообразования в строительстве сложились к середине 50-х годов прошлого века, когда были впервые разработаны ЭСН на строительные конструкции и работы, единичные расценки, сметные цены на ресурсы. Действовавшая в бывшем Советском Союзе система ценообразования в строительстве была основана на фиксированных ценах на строительную продукцию, т. е. ориентировалась на сохранение стабильного уровня сметной стоимости и не требовала уточнения вследствие текущих изменений ценовых факторов. В период плановой экономики при формировании стоимости строительства использовались исключительно затратные методы, основанные на последовательном суммировании всех общественно-необходимых затрат на производство единицы строительной продукции в денежном выражении. Переход к рыночным отношениям и децентрализации политической власти и управления в начале 90-х годов предопределили пересмотр методологических подходов к формированию стоимости строительной продукции.
На протяжении 1991 – 2010 годов осуществлен переход от плановой централизованной системы к рыночной системе ценообразования в строительстве, когда цены на строительную продукцию формируются под влиянием спроса и предложения, меняющихся ценовых факторов, финансовых возможностей инвесторов, конкурентной борьбы между подрядными организациями. При этом отличия в интенсивности экономических преобразований и применении тех или иных подходов и методов в ценообразовании стали предопределять различия в национальных системах ценообразования в строительстве стран бывшего Советского Союза.
В Республике Беларусь при Минстройархитектуры создан хозрасчетный орган – Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве (РНТЦ), который осуществляет нормативную и методическую работу в этом направлении.
Цена в строительной отрасли Республики Беларусь формируется исходя из усредненных нормативов, которые разрабатываются исходя из способов, условий производства работ и группируются в специальных сборниках.
Для определения стоимости строительства используются ресурсно-сметные нормы. Порядок применения этих норм определяется в одном из основных документов – Методических указаниях по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сметной документации с применением ресурсно-сметных норм.
В соответствии с Методическими указаниями при проектировании и составлении сметной документации стоимость строительства определяется в двух уровнях цен:
Определение цены строительства объекта начинается с разработки основного документа, определяющего стоимость строительства, которым является сводный сметный расчет в ценах 2006 г. с переводом их в текущие цены. На основании его данных устанавливается сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства (сумма итога по сводному сметному расчету должна быть увеличена на величину оборотных налогов).
С 1 января 2012 г. ценообразование в строительстве в отношении объектов строительства, на которые сметная документация и (или) архитектурно-планировочное задание на проектирование получено после 1 января 2012 г., регулируют Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361».
Минстройархитектуры ежегодно публикует письма с прогнозом цен, порядок составления сметы – в инструкциях РНТЦ по ценообразованию в строительстве.
Стоимость строительства на Украине определяется ресурсным методом, который базируется на нормативно-расчётных показателях и текущих ценах на трудовые и материально-технические ресурсы. Нормативным показателем является расход трудовых и материально-технических ресурсов, который определяется на основании государственных ресурсных элементных сметных норм. На основании этих норм и текущих цен на трудовые и материально-технические ресурсы определяются прямые затраты. Остальные затраты определяются не по нормам, а расчетом.
Накладные расходы и сметная прибыль определяются не по нормам в процентах от ФОТ, а рассчитываются также ресурсным методом по всей структуре затрат. Этот факт требует детальной разработки проекта организации строительства и более квалифицированных инженеров-сметчиков. Также несколько отличается структура затрат, включаемая в НР и СП, от подобной структуры в РФ. Система индексации так же отсутствует. Вместо индексов Министерство регионального развития Украины на регулярной основе обновляет стоимость чел.-часа.
Обновления происходят в виде приказа Министерства, которое вносит изменения в ДБН Д.1.1-1-2000. Существует аналог реестра сметных нормативов. Отсутствует система укрупненных расценок. Сейчас ДБН в Украине заменен на расценки ДСТУ с 1 января 2014 г.
В Республике Армения за основу нормативной базы проектирования приняты нормативы, разрабатываемые в рамках соответствующих программ стран СНГ, а также старые советские строительные нормы и правила.
При строительстве за счет средств госбюджета используются Методические указания «Порядок расчета стоимости разработки градостроительной документации». Укрупненные нормативы стоимости разработки проектной документации включают в себя:
Разработка нормативов велась на основе мониторинга рынка спроса и предложений, совместно с проектировщиками и Союзом строителей, крупными подрядными организациями, осуществляющими программы застройки столицы, с применением современных методов и технологий строительства. Все вышеуказанные документы имеют рекомендательный характер при строительстве, финансирование которого осуществляется за счет частных средств.
В Армении 75-80 % объема строительства ведется за счет собственных средств различных организаций и населения. Остальные 20-25 % проектов в основном финансируются за счет средств международных займов и банковских средств (например, программы Азиатского банка развития) и, в меньшей степени, бюджета. Именно поэтому стоимость проектных работ в настоящее время определяется, как правило, договорными ценами, или с учетом стоимостных критериев международных финансовых институтов.
В Республике Казахстан в 2015 году Приказом Председателя Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан были утверждены следующие нормативы:
1) Государственный норматив по определению сметной стоимости строительства в Республике Казахстан;
2) Государственный норматив по определению величины накладных расходов в строительстве;
3) Государственный норматив по определению дополнительных затрат, связанных с решениями проекта организации строительства;
4) Государственный норматив по мониторингу текущих цен и расчету сметных цен строительных ресурсов;
5) Государственный норматив по определению величины транспортных расходов при перевозке грузов для строительства;
6) Государственный норматив по разработке ресурсных сметных норм и определению сметных цен на эксплуатацию строительных машин, механизмов и автотранспортных средств;
7) Государственный норматив по расчету сметной заработной платы в строительстве.
Государственный норматив по определению сметной стоимости строительства в Республике Казахстан является нормативной основой для определения стоимости строительства и содержит методические положения по ценообразованию в строительстве и составлению смет (сметных расчетов) на строительство объектов. Нормативно-методические положения этого документа составлены на основе ресурсного метода определения стоимости строительства в текущих ценах.
Таким образом, сметная стоимость строительства определяется в текущих ценах, ресурсным методом, на основе прямого калькулирования выделяемых по проекту и сметным нормам ресурсных показателей: затрат труда, времени использования строительных машин, расхода материалов, изделий, конструкций, оборудования, данных о расстояниях и способах их доставки на место строительства, расхода энергоносителей на технологические цели строительства, и текущих цен на эти ресурсы.
Для обеспечения оперативности расчета (пересчета) сметной документации на требуемый период при изменяющихся ценах, ресурсные и ценовые показатели в ресурсных сметах приводятся раздельно. Сметно-нормативная база Республики Казахстан выпускается в печатном виде и в электронном формате. Сборники текущих цен строительных ресурсов формируются в виде электронных каталогов, обновляемых ежеквартально.
Формирование сметной стоимости строительства объектов в Республике Казахстан обеспечивается на основе системы ценообразования в строительстве, в состав которой входят :
1) ресурсная база, включающая элементные сметные нормы расхода ресурсов, нормы затрат труда, времени эксплуатации машин и механизмов, производственные нормы расхода материальных ресурсов, регулярно обновляемая с включением новых либо актуализированных норм по технологиям строительного производства;
2) Единый государственный реестр новых технологий в строительстве, систематически пополняемый новыми технологическими картами по перспективным строительным технологиям и периодической актуализацией существующих технологических карт;
3) укрупненные сметные нормы расхода ресурсов;
4) Единый государственный электронный банк предпроектной и проектной (проектно-сметной) документации на строительство объектов, финансируемых за счет государственных инвестиций в строительство или за счет средств субъектов предпринимательского сектора;
5) мониторинг текущих цен по всем регионам Республики Казахстан со сбором и автоматизированной обработкой информации в едином центре;
6) комплекс нормативных организационно–методических документов, устанавливающих общетехнические требования, необходимые для разработки, учета, хранения и применения проектно-сметной документации для строительства объектов различного назначения, применения современных программных средств комплексного проектирования.
Кроме того, в соответствии с Приказом Председателя Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 24 июня 2015 года также утверждены нормативно-технические документы сметно-нормативной базы – 2015 г.:
1. СТС РК 8.04-07-2015 «Сборник сметных тарифных ставок в строительстве»;
2. СЦЭМ РК 8.04-11-2015 «Сборник сметных цен в текущем уровне на эксплуатацию строительных машин и механизмов»;
3. СЦПГ РК 8.04-12-2015 «Сборник сметных цен в текущем уровне на перевозки грузов для строительства»;
4. ССЦ РК 8.04-09-2015 «Сборник сметных цен в текущем уровне на инженерное оборудование объектов строительства»;
5. ССЦ РК 8.04-08-2015 «Сборники сметных цен в текущем уровне на строительные материалы, изделия и конструкции» в количестве 16 (шестнадцати) сборников.
В Республике Узбекистан, государственным комитетом по архитектуре и строительству (Госархитектстрой), являющимся уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственную политику в области градостроительства и градостроительной деятельности, установлен порядок определения стоимости строительства объектов в договорных текущих ценах на основе норм ШНК.
Стоимость строительства объекта в договорных текущих ценах – это сумма денежных средств, определяемых на основе:
Основанием для определения стоимости строительства служат действующие сметные нормативы (нормы), разрабатываемые на основе Четвертой части Градостроительных норм и правил (ШНК) «Сметные нормы и правила», а также отпускные, лимитные и разовые цены на оборудование, мебель и инвентарь.
Стоимость строительства в соответствии со структурой капитальных вложений подразделяется по следующим видам работ и затрат:
Прочие затраты подрядных организаций и прочие затраты заказчика определяются согласно «Методических рекомендаций по определению «прочих затрат» заказчика и подрядчика при расчете стоимости строительства объектов в договорных текущих ценах», утвержденных Госархитектстроем Республики Узбекистан в установленном порядке.
На ранних стадиях осуществления проекта (ПТЭО, ПТЭР, ТЭО, ТЭР) стоимость строительства объекта в текущих ценах рекомендуется определять с использованием данных о стоимости реализованных проектов-аналогов.
В соответствии с действующим положением стартовая стоимость объекта в текущих ценах рассчитывается заказчиками или по их поручению проектной или специализированной организацией ресурсным методом, основанным на калькулировании затрат в прогнозируемых текущих ценах и тарифах на ресурсы.
При ресурсном методе определяются следующие затраты:
Прочие затраты производственного характера (перевозка рабочих, вахтовый метод строительства и т. п.), не учтенные в прямых затратах, определяются по данным ПОС и усредненных затрат подрядной организации с учетом конъюнктуры рынка подрядных работ (услуг), согласно приложения № 4 «Перечень статей прочих затрат производственного характера и порядок их определения» Методических рекомендаций по определению «прочих затрат» заказчика и подрядчика при расчете стоимости строительства объектов в договорных текущих ценах», утвержденных Госархитектстроем Республики Узбекистан в установленном порядке. Затраты на временные здания и сооружения, зимнее удорожание определяются согласно ШНК 4.09-06 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений» и ШНК 4.07-06 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время».
Прочие затраты заказчика включают в себя затраты на:
В указатель нормативных документов по строительству, действующих на территории Республики Узбекистан включены:
В Республике Кыргызстан действуют «Методические указания определения стоимости строительства на территории Кыргызской Республики», утвержденные в 2016 году и обеспечивающие методологическое единство в определении сметной стоимости строительства и расчетах за выполненные строительные работы.
Приказом Государственного агентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики от 28 марта 2016 года № 2-нпа утверждены национальные сборники единичных расценок на строительные, ремонтно-строительные, монтажные, пусконаладочные работы, сборники цен на проектные работы, сборников цен на строительные материалы, автомобильную перевозку, сборников цен на эксплуатацию строительных машин.
Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве Кыргызской Республике включает в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы, необходимые для определения сметной стоимости строительства.
В стране разрабатываются кыргызские республиканские единичные расценки (КРЕР), предназначенные для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ. КРЕР используются для определения сметной стоимости выполняемых работ базисно-индексным методом, разработки единичных расценок сметных нормативов.
В состав государственных элементных сметных норм входят:
Для специального технологического оборудования, министерствами, ведомствами и другими отраслевыми структурами разрабатываются ведомственные элементные нормы на пусконаладочные работы (КРЕРп).
На основании КРЕР разрабатываются сметные расценки на строительные работы и конструкции, монтаж оборудования, а также на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы, которые объединяют в сборники единичных расценок (ЕР). В тех случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в сборниках действующих элементных сметных норм КРЕР, возможна разработка индивидуальных норм и расценок.
В Республике Таджикистан установлен порядок определения стоимости строительства объектов в договорных текущих ценах ресурсным методом на основе элементной сметно-нормативной базы ЭСН РТ-2007. Метод распространяется на строительные, монтажные, специальные строительные работы и является обязательным для всех участников инвестиционного процесса, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений.
Утверждение градостроительных норм и правил Республики Таджикистан ведет Комитет по архитектуре и строительству при Правительстве республики.
В сборниках ЭСН приведен средний разряд работы, который характеризует средний разряд звена рабочих-строителей, выполняющих полный комплекс работ. Это основной инструмент для определения величины оплаты труда рабочих-строителей посредством почасовой тарифной ставки.
Ежеквартально фиксируются текущие цены на основные строительные ресурсы, которые приводятся в ежеквартальных сборниках средних сметных цен.
Комитет по архитектуре и строительству при Правительстве республики занимается систематизацией текущих цен, отслеживая их по данным Госкомстата республики, подрядных организаций, НИИ «Наклиёт» Минтранспорта республики, по данным рынков стройматериалов, строительных магазинов, предприятий-производителей строительной продукции и т. д. Сборники цен значительно облегчают работу инженеров-сметчиков по определению сметной стоимости строительства объектов ресурсным методом, используются также подрядными организациями, заказчиками, международными организациями и др.
ИСТОЧНИК: ТОУС НИУ МГСУ