Вопрос решения проблем по повышению эффективности инвестиционно-строительной деятельности в черте Российской Федерации, актуален, как никогда ранее, особенно, если учитывать нынешние экономические реалии. Реальность такова, что роль эффективных механизмов по оценке стоимости инвестиционных проектов, возросла в разы. Заказчики, застройщики и инвесторы акцентируют внимание на достоверности и точности выполнения сметных расчётов.
Принимая во внимание бюджетные ограничения, ключевым вопросом по развитию инфраструктуры является поиск новых источников финансирования. Государственный регулятор в сегменте жилищно-гражданского строительства переориентировался на проектное финансирование, отличительной чертой которого является аккумулирование финансовых потоков в банке, а не на счетах застройщика.
Ключевым критерием принятия основополагающих управленческих решений являются экономические обоснования показатели стоимости реализации конкретного проекта. Очевидно, что
заказчики изначально заинтересованы в предельно точном определении будущих затрат по строительству. Грамотно подготовленная сметная стоимость по объекту капитального строительства предоставляет заказчику дополнительные возможности по принятию объективных решений о целесообразности выполнения конкретных строительных работ, их предполагаемой продолжительности.
Особенности ценообразования в строительной отрасли определяют необходимость по разработке и актуализации системы сметного нормирования.
В черте Российской Федерации несколько лет продолжается реформа ценообразования строительного комплекса.
Специалисты Минстроя России продолжают активные работы по созданию обобщенной и однозначной нормативно-правовой базы в сегменте ценообразования и сметного нормирования.
Ключевая цель реформы – нивелировать вероятность преднамеренного завышения цен на строительную продукцию, при реализации проектов, финансирование которых осуществляется из средств Федерального или местного бюджетов, на этапе планирования. Благодаря чему и строители и заказчики смогут с высокой степенью достоверности прогнозировать стоимость проектов.
Ключевой инструмент обеспечения достоверности и снижения затрат в строительстве – использование проектов с повторным применением, ориентируясь на их экономическую эффективность.
В соответствии с новыми поправками и дополнительными корректировками, в рамках Градостроительного кодека РФ понятие «типовая проектная документация» сменяется проектной документацией повторного использования. Помимо этого, предполагается формирование общего
государственного реестра экспертных заключений проектной документации.
Изменения, представленные в Законе №368-Ф3, позволяют сформировать условия для использования экономически обоснованной и эффективной проектной документации по повторному применению, что в свою очередь предоставляет возможность:
- сокращения сроков строительства объектов капитального строительства;
- провести оптимизацию расходов бюджетной системы Российской Федерации при проектировании и строительстве ряда объектов;
- сформировать действенный механизм мотивации органов государственной власти, а также органов местного самоуправления для последующего использования экономически обоснованной и эффективной проектной документации по повторному применению, которые являются частью банка данных самой экономически действенной проектной документации.
Эксперты Минстроя России акцентируют внимание – экономический эффект, достигаемый за счёт расширения практики использования типовой проектной документации для каждого конкретного проекта, будет носить строго индивидуальный характер.
Современная строительная отрасль находится на этапе принятия решений о целесообразности и экономической обоснованности применения прогрессивных технологий, изделий, материалов и конструкций, которые отвечают актуальным требования по эксплуатации сооружений и зданий, энергоэффективности, экологичности, что не реализовано «современной» базой стоимостных показателей. Важно отметить – в профессиональном сообществе уже давно сформировался устойчивый запрос к усовершенствованию действующих стандартов и норм, а также отмену тех из них, которые морально устарели.
Первоочередная организационно-экономическая задача по снижению затрат, связанных с разработкой и реализацией инвестиционно-строительных проектов, относятся подготовка современной сметной нормативной базы по ценообразованию, согласно с требованиями и реалиями рыночной экономики. Крайне важно пользоваться передовыми технологиями, современными материалами, архитектурно-планировочными и конструктивными решениями.
Основные задачи:
- формирование порядка взаимодействия ФГИС ЦС со сторонними информационными системами;
- создание комплексной открытой информационной платформы, где содержится полный перечень поставщиков и производителей строительных ресурсов;
- мероприятия, направленные на повышение качества формирования и ведения КСР;
- сокращение сроков по разработке сметных нормативов;
- подготовка документов комплексного методического характера для точного определения сметной стоимости строительных работ по объектам ресурсным методам, введение «переходного периода» для ресурсной модели ценообразования;
- формирование условий с целью экономии бюджетных средств посредством оптимизации сметной стоимости оборудования и материалов на этапе подготовки проектной документации;
- стимулирование мероприятий по внедрению инновационных технологических решений при возведении объектов капитального строительства;
- мероприятия, направленные на расширение номенклатуры применяемых расценок на новые технологии при определении сметной стоимости строительства;
- формирование действенного механизма по прогнозированию последствий корректировок, которые вносятся в систему ценообразования в строительной отрасли;
- поэтапное расширение номенклатуры сборников, а также возможность расчёта стоимости строительных мероприятий на этапе «Проект», с учётом НЦКР, поскольку на сегодняшний день полностью подготовлен всего один сборник, получивший название «Автомобильные дороги».
Принимая во внимание все вышеизложенное, необходимость в концептуальном реформировании строительной отрасли в сегменте ценообразования является очевидной для всех участников рынка. Без принятий правильных решений невозможно устранить многие проблемы в области ценообразования и производственного планирования. Реформа же позволит активизировать экономическое стимулирование и обеспечить условия для ведения рентабельной деятельности строительных организаций.
Вам может быть интересно:
Особенности и тонкости применения укрупненных нормативов цены строительства
Укрупненные нормативы цены строительства при составлении смет
Завершилась подготовка методики разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства