Что такое конъюнктурный анализ цен и как его выполнить
Продолжаем рассказывать о Методике 421/пр, вступившей в силу еще в 2020 году и наделавшей много шума. На очереди самые интересные нововведения новой Методики, касающиеся определения сметной стоимости строительных ресурсов. С одной стороны - влекущие за собой большие временные затраты. А с другой - расширяющие возможность учесть реальные затраты, возникающие в процессе строительства, ранее не предусмотренные практически нигде.
Помните, как мы определяли сметную стоимость материалов и оборудования, отсутствующих в ФССЦ (т.е. в базе) до выхода новой Методики 421/пр? Для каждого такого ресурса нужно было выполнить мониторинг цен: найти три прайс-листа (коммерческих предложения). При этом особых требований к ним не предъявлялось. Нужно только, чтобы в них обязательно было указано (требования экспертизы):
Дата.
Информация о НДС.
Информация о доставке.
Затем нужно было оформить и подписать у заказчика протокол согласования цен. Причем, до выхода Методики 421/пр, существовало два варианта определения стоимости по результатам мониторинга: – минимальная цена – средняя между тремя предложениями.
Что же изменилось с выходом Методики 421/пр? Если не все, то очень многое - в одной статье и не рассказать. Самое главное, что нужно знать: теперь, чтобы определить сметную стоимость материалов и оборудования нужно проводить конъюнктурный анализ цен.
Что такое конъюнктурный анализ? Это сбор, систематизация, обработка и анализ информации о текущих ценах, как правило, не менее, чем из трех источников, то есть - мониторинг цен. Цель анализа проведенного мониторинга – выбор минимальной сметной цены для включения в сметную документацию (а не средней, как это было допустимо раньше)
Для проведения КАЦ нужно:
Найти трёх производителей или поставщиков для каждого материала и оборудования, отсутствующих в ФССЦ.
Обосновать стоимость каждого материала или оборудования.
Оформить результаты конъюнктурного анализа.
Но это в общих чертах, на самом деле шагов - пять. 0 шаг. Убедиться в необходимости выполнения конъюнктурного анализа цен. 1 шаг. «Идентифицировать» ресурс, предусмотренный проектной документацией. 2 шаг. Найти производителя или поставщика. 3 шаг. Выяснить, удовлетворяет ли форма предоставления ценового предложения каждого поставщика/производителя требованиям Методики 421/пр. 4 шаг. Заполнить форму (оформить результаты КАЦ). 5 шаг. Присвоить ресурсу код.
И это тоже не полный алгоритм проведения КАЦ - при выполнении каждого шага возникают трудности, и чтобы их преодолеть, нужно знать нюансы и «подводные камни».
Например, 4-й шаг: если мы посмотрим форму, приведенную в приложении № 1 новой Методики – поймем, что по каждому поставщику необходимо указать его ИНН, КПП, гиперссылку на веб-сайт, населенный пункт склада и указать код строительного ресурса в соответствии с классификатором, только описание которого занимает почти полстраницы Методики 421/пр.
В общем, КАЦ - дело новое и непростое! А самое главное - отнимающее много времени и нервов. И чтобы помочь вам быстро освоиться, разобраться с новыми правилами и перейти на «новые рельсы» мы подготовили видеоурок «Методика 421 и конъюнктурный анализ: правда жизни» Из урока вы узнаете:
Когда выполняется КАЦ.
Кто выполняет, и кто утверждает КАЦ и каков срок его годности.
Где брать информацию о текущих ценах.
«Слабоезвено»КАЦ.
КакиеопасностиирискисодержитКАЦ.
МожнолиобойтисьбезКАЦ.
КакизбежатьтрудностейпривыполненииКАЦ.
А еще вы получите в свое распоряжение большое количество дополнительных материалов:
Подробный и детальный пошаговый алгоритм выполнения КАЦ.
Образец идеального коммерческого предложения и рекомендации по его подготовке.
Примеры оформления результатов КАЦ (заполненные формы).
Ответы на вопросы по КАЦ, в том числе разъяснения Минстроя России.